Спрыгнуть с колёс. Как в Белгороде собирают отработанные автопокрышки
Рассказываем о местах сбора и правильном алгоритме утилизации б/у шин
-
Статья
-
Статья
Начальник департамента городского хозяйства Александр Агарков разъяснил положения постановления регионального правительства № 331-пп «Об утверждении порядка обращения с отдельными видами отходов», касающиеся отработанных автопокрышек.
Мусор особой категории
В постановлении оговаривается единый подход к организации сбора, накоплении и транспортировки отслуживших шин. По приказу Росприроднадзора от 22 мая 2017 года № 242 они относятся к отходам III–IV класса опасности, которые не могут размещаться на придомовых территориях.
Изношенные автопокрышки представляют собой источник длительного загрязнения почвы, воды и воздуха, для людей они источник аллергенов и причина заболеваний.
Кроме того, скопления изношенных покрышек – удобное место обитания разных грызунов и насекомых, многие из которых разносят инфекционные заболевания. По данным специалистам завода по переработке шин в Валуйках, при сжигании покрышек в атмосферу попадает более 250 кг сажи и более 400 кг токсичных газов с каждой тонны.
«Новое постановление регулирует обращение с автомобильными шинами, древесными, строительными отходами, которые по законодательству к коммунальным отходам не относятся», – поясняет руководитель департамента городского хозяйства областного центра Александр Агарков.
По его словам, обращаться с ними надо иначе.
Если ЦЭБ не принимает
Поскольку покрышки не относятся к твёрдым коммунальным отходам, областной Центр экологической безопасности не вносит их в нормативы накопления и тарифы для населения. В рамках договора по обращению с ТКО ЦЭБ их не вывозит. Граждане и юрлица должны сами собирать и хранить шины на своей территории и за свой счёт везти их к пункту утилизации.
В результате в некоторых местах образовывались стихийные свалки старых покрышек. Мэрия их по возможности очищала. В 2018 году Белгорблагоустройство, которое отвечает за санитарный порядок и уборку муниципальной территории, вывезло порядка 400 шин.
Но в мае 2019 года городские власти поняли: автовладельцам нужно помочь, дать им возможность легально сдать покрышки, наладить эту работу системно.
И открыли три пункта централизованного приёма отслуживших шин у граждан и организаций: на ул. Студенческая, 2н (возле перекрёстка с ул. Корочанской, АЗС и автомойки), ул. Губкина, 1 (район подстанции) и на проезде Автомобилистов (рядом с жилым домом на ул. Щорса, 45к).
У всех и бесплатно
«С этого периода по сегодняшний день они приняли почти 18 тыс. шин, – констатирует Александр Агарков. – Около 15,5 тыс. из них – на утилизацию, это около 550 тонн. Значительный скачок показателей после введения организованной работы виден наглядно».
Покрышки на пунктах принимают у всех и бесплатно. Равно как и вознаграждение за сдачу тоже никому не выплачивают. Муниципалитет сам вынужден нести затраты на организацию приёма отслуживших шин, подчёркивают в мэрии.
Шины берут в любом состоянии.
«Требований к ним у нас нет, – подтвердил «БелПрессе» оператор пункта на Студенческой Виктор Качурин. – Люди охотно привозят, сдают. И предприятия тоже: за один раз могут привезти 30, 40, 50 покрышек. Всего за день у меня здесь получается порядка 200–300».
Ежедневно, ближе к концу дня, их увозят на грузовиках на базу Белгорблагоустройства на ул. Серафимовича. Там их сортируют по размеру, по наличию шипов. И как минимум раз в неделю большими партиями отправляют на заводы на переработку.
«Завод в Валуйках не принимает шипованную резину, а в Старом Осколе принимает», – поясняет Агарков.
При этом валуйская «Стандарт-Шина» берёт любые виды изделий, без ограничений по диаметру. Оскольский же завод по переработке шин – диаметром до 1 250 мм.
Дела на обоих предприятиях, по словам Агаркова, идут нормально. Они перерабатывают покрышки в резиновую крошку – сырьё для выпуска широкого спектра продукции, от обувных подошв до тротуарных и напольных покрытий, главным образом – спортивных. Валуйки уже выпускают свою резиновую плитку, Старый Оскол тоже планирует.
«Муниципалитеты, подключайтесь»
«Посмотрим в плане расширения сети [пунктов приёма покрышек], но в Белгороде она уже доказала свою эффективность, – подчёркивает руководитель департамента городского хозяйства. – Стало меньше несанкционированных свалок шин. Особенно это проявлялось в период смены резины с зимы на весну и обратно. Сейчас как раз такой период, и такие пункты способствуют улучшению ситуации».
Пункты приёма шин в Белгороде будут работать и зимой. Что касается других муниципалитетов регионов, им самим решать, помогать ли тем, кто захочет правильно избавиться от старых покрышек, но живёт за десятки и сотни километров от заводов по их переработке.
«В областном постановлении № 331 подразумевается, что обращение с отходами в большей степени должны организовывать сами собственники. Муниципалитет сам вправе выбирать, будет ли он брать на себя эту инициативу, за счёт своих сил и средств, как это сделали в Белгороде. Пример Белгорода показывает, что эффект от этого есть, это пример положительный. Действующий здесь механизм популярен и для физлиц, и для хозяйствующих субъектов», – уверен Александр Агарков.
Олег Гончаренко