Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
27 октября 2019,  17:11

«Беру всех!» Чему Валентина Никулина учит юных циркачей

«Белгородские известия» рассказывают о режиссёре цирковой студии «Радуга» Ракитянского центра культурного развития

«Беру всех!» Чему Валентина Никулина учит юных циркачейВалентина НикулинаФото: Павел Колядин
  • Статья
  • Статья

В начале разговора Валентина Яковлевна протягивает мне книгу с уже пожелтевшими страницами. На некогда яркой обложке название – «В театре и в цирке», автор – Марк Местечкин.

Она раскрывает форзац книги, и на зелёном фоне я вижу несколько рукописных строк и рисунок: лицо с длинным носом и шляпой на голове. Автограф Юрия Никулина.

С трёх лет

«Когда приехала подавать документы в Российский институт театрального искусства (ГИТИС), ночевать в Москве было негде. Я пошла в цирк на Цветной бульвар – к Никулину, подошла и объяснила свою ситуацию. Он попросил подождать у него в кабинете, а потом нашёл, где мне переночевать, – вспоминает Валентина Яковлевна. – Это цирковой закон – помогать своим, ведь мы одна семья, хотя с Никулиным мы просто однофамильцы. Он оказался простым и добрым человеком. Я у него спросила: «Почему вы не поступили в ГИТИС?» Он отшутился: «Мне говорили, что на меня грима много надо».

Никулина поступала в институт в сознательном возрасте (ей было 32 года), но ещё трёхлеткой в смоленской деревне Лобановка, где даже света не было, разрезала мамин платок, делала Буратино, Мальвину и придумывала с ними сценки.

 

«Беру всех!» Чему Валентина Никулина учит юных циркачей - Изображение Фото: Павел Колядин

«Семья переехала в Донецкую область в 1958 году. Из‑за тяжёлой болезни мамы я оформилась в интернат. Там сама занималась, тянула шпагаты, кувыркалась, пока меня не заметил тренер, – рассказывает Валентина Яковлевна. – Впервые я выступила на большой сцене в Донецке с пластическим этюдом. Совсем не волновалась, ведь делала любимую работу. После этого меня назначили пионером-инструктором, и с 12 лет я преподавала акробатику одноклассникам, даже старшеклассники приходили на тренировки. Все меня слушались беспрекословно, я показывала – они повторяли».

В это же время она познакомилась с воздушными гимнастами Силантьевыми. Супруги приглашали работать с ними в цирке, но родные не пустили Валентину. Она всё равно тянулась к цирку и в восьмом классе поехала поступать в цирковое училище в Москву.

«Я выступила, и в комиссии сказали: «Девочка, тебе в ГИТИС надо поступать». Я расплакалась, не знала тогда, что это такое, слышала только об училище», – признаётся Валентина Яковлевна.

«Беру всех!» Чему Валентина Никулина учит юных циркачей - Изображение Фото: Павел Колядин

Коллеги смеялись

Никулина окончила в Донецке физкультурный техникум и работала режиссёром цирка в Донецкой области, но все эти годы думала о тех словах. Готовиться к ГИТИСу начала в 1980-х годах.

«Коллеги смеялись и говорили: «Куда ты собираешься, Юрий Никулин туда не поступил, кто тебя возьмёт?» Но меня тянуло туда», – говорит она.

Было больше 200 человек на место, но Валентина Яковлевна легко проходила все задания. На экзамен по специальности она подготовила монолог современной Бабы-яги и своё стихотворение о войне.

«Стою перед аудиторией, через четыре человека мне заходить. Слышу, рядом один говорит: «Четвёртый раз поступаю, сначала сам себе всё ставил, а надо было готовиться с кем‑то, сейчас с другом выступаем». Сразу придумала сцену на вокзале: война разлучила мать с сыном, а теперь они нашли друг друга. Здесь же ходит рыбак с удочкой, для этого отломала ветку с дерева у здания, оголила её. Сыну цветов с клумбы нарвала. Нашла влюблённую пару, людей в очередь за билетами и остальную массовку. Все согласились помочь: цирковой народ очень дружный. Хотя мы не знали друг друга, всё понимали без слов», – отмечает режиссёр.

Взяли всех 18 человек, которые выступили под руководством Никулиной, а сама она попала в четвёрку лучших.

 

«Беру всех!» Чему Валентина Никулина учит юных циркачей - Изображение Фото: архив цирковой студии

Неимоверно сильные

После учёбы работала главным режиссёром Московского театра иллюзий. На пенсии вернулась к дочери на Украину. Но и там раз в неделю вела цирковое направление. В 2014 году бежала с внуками в Грайворон, а рядом, в Ракитном, как раз требовался руководитель цирковой студии.

«Местные узнали, что я работала в цирке, когда заметили, как по утрам в стойке стою на поляне перед домом, пробегаю каждый день около 4 км, обливаюсь холодной водой, занимаюсь йогой. Зимой босиком по снегу хожу, – перечисляет она. – Уже тогда мне было 66 лет, но всё равно тянуло в цирк. Песню можно спеть под фонограмму, в театре заменишь слово, действие, а в цирке нет полудействий, если сальто-мортале не докрутишь – разобьёшься. Я люблю, чтобы всё было правдиво и чётко».

Сначала в студию ходили пять-шесть человек, сегодня занимаются уже 75 воспитанников от 4 до 35 лет.

«Цирк тренирует силу воли, самодисциплину, внимание и сосредоточенность. Независимо от возраста он заставляет постоянно работать над собой. Если вызывает к себе директор, а я детей построила, то 40 человек так и будут стоять, пока не вернусь. Здесь забывают про капризность, свои желания, учатся понимать друг друга, доверять, – считает руководитель студии. – Цирковые номера готовятся минимум три года. Если девочка крутит обруч, то должна научиться каждой мышцей его чувствовать, чтобы поднимать и опускать по телу».

«Беру всех!» Чему Валентина Никулина учит юных циркачей - Изображение Фото: архив цирковой студии

 

Валентина Яковлевна преподаёт силовую акробатику и акробатические прыжки, жонглирование, танцы с хулахупами, иллюзион, пантомиму и клоунаду, воздушную гимнастику в кольце и ткани.

«В студию беру всех: для номеров нужны люди всех возрастов и разного телосложения. Полных детей, например, задействую в иллюзии, жонглировании, на унициклах».

Никулина признаётся, что и сама ещё выступает с иллюзионным номером в танце. А для детей создаёт театрализованные номера: Баба-яга несётся на уницикле, Иван-дурак выскакивает из иллюзионного ящика…

«Цирковое искусство изменилось, и это меня радует. Теперь показывают не чисто спортивные трюки, а обыгрывают каждую сцену. Но если трюк не получился, цирковой актёр повторяет его, пока не выполнит. Цирк ассоциируется с силой духа, воли и просто жизненной силой. Там работают волевые люди, но их сразу не опознаешь. На вид простые, но коснись работы или жизни – они окажутся неимоверно сильными».

Анастасия Писаревская

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×