Как утверждают историки, появление белгородского герба в том виде, который мы знаем, непосредственно связан с боевым путём Белгородского пехотного полка. Принято считать, что полк был сформирован генерал-майором Христофором Региманом в 1697 году. Точных доказательств этого факта нет – архив полка погиб во время неудачного для русской армии Прутского похода 1711 года.
Интересная и важная деталь – полк был выборным, то есть сформированным из состава других гвардейских полков: Семёновского и Преображенского. Белгородский полк был эдаким элитным спецназом своего времени, в котором служили лучшие из лучших. Справедливости ради стоит отметить, что название своё полк получил исключительно по месту своей дислокации – белгородцев в его составе не было.
Возможно, именно из‑за того, что Белгородский полк был одной из самых боеспособных частей русской армии, в Полтавской битве 1709 года Пётр I доверил именно «белгородцам» оборонять редуты от наступающих сил шведов. Под командованием полковника Саввы Айгустова (в честь которого, кстати, получила своё название слобода Саввина, ставшая впоследствии одним из районов Белгорода – Савино) два батальона Белгородского полка успешно отбивали атаки шведской конницы.
За время Полтавской битвы Пётр I аж 12 раз выражал своё милостливое слово «белгородцам». За особые заслуги в бою в 1712 году полку было пожаловано знамя. По указу царя для Белгородского полка был разработан герб. Руководством для создания гербов в то время служила книга «Символы и эмблематика», которую в 1705 году привезли в Россию из Амстердама. Эмблемы Белгородского полка в этой книге числятся под номерами 336 и 410. На них изображён бегущий лев – символ поверженной Швеции, и парящий над ним петух, символизирующий непобедимый бойцовский дух. У символов были и свои девизы: «Приключаю и сильнейшему трясение» («Заставляю дрожать наиотважнейшего») и «Приехал, видел, победил». Кстати, второй является перефразированным выражением «Пришёл, увидел, победил», принадлежащим, по словам древнегреческого философа и биографиста Плутарха, самому Гаю Юлию Цезарю.
Позже петух был заменён на орла, который в геральдике означает власть и прозорливость. По‑другому стал выглядеть и лев – вместо трусливо улепётывающего символа побеждённого противника царь зверей обрёл своё истинное геральдическое значение – величие, силу и храбрость. Именно так выглядят современные гербы Белгорода и Белгородской области. Кстати, на областном гербе лев мирно возлежит на лужайке, а на городском – вздыблен на задние лапы.
Копию знамени Белгородского полка можно увидеть в Белгородском краеведческом музее. История самого полка завершилась спустя два с лишним десятилетия после Полтавской битвы – сначала в 1727 году по инициативе Военной коллегии Белгородский полк переименовали в 1-й Калужский, а 14 июня 1731 года и вовсе расформировали.
Жители Белгорода не забыли славных дел лет минувших. В 2009 году, к 300-летию Полтавской битвы, местный краевед Виктор Овчинников создал либретто, а белгородские композиторы Николай Бирюков и Елена Латыш-Бирюкова написали оперу «Белгородский полк». Премьера оперы состоялась 17 сентября 2011 года в большом зале Белгородской государственной филармонии.
При подготовке материала использована статья В. Пенского и Т. Пенской «Первые годы существования Белгородского пехотного полка (1697–1705)».