Горсад: позавчера, вчера, сегодня. Как менялось место отдыха белгородцев
«БелПресса» рассказывает о былой и современной жизни сквера в центре Белгорода
-
Статья
-
Статья
В начале XX века городской сад находился на месте Соборной площади – от Старо-Московской улицы (танкиста Попова) до Тихвинской церкви, которая стояла во дворе нынешней гостиницы «Белгород». Современный горсад, что за Дворцом бракосочетания, начали строить в 1920-х годах, с реконструкцией центральной части города. О старом городском саду теперь напоминает лишь фонтан, который сюда перенесли.
Да и само слово «горсад» указывает на советскую эпоху, когда в обиход стали входить немыслимые прежде сокращения и аббревиатуры. Например, «окроно» – окружной отдел народного образования. В 1928–1930 гг. горсад называли садом окроно, так как по ведомству этого самого окроно он числился.
1930-е: эпоха «безобразий»
Краевед Александр Крупенков в книге «Пройдёмся по старому Белгороду» рассказывает: в 1930-х годах в саду работали аттракционы, танцплощадка, читальня, ресторанный павильон, стрелковый тир. На эстраде музыканты играли танцевальный репертуар и давали концерты классической музыки. Вход в горсад тогда был платным.
Но царившие порядки оставляли желать лучшего.
«Дирекция сада позаботилась только о его внешнем оформлении, забыв о главном – об организации культурного отдыха трудящихся, – цитирует Крупенков местную прессу. – В саду всегда разносятся похабные ругательные слова, много пьяных. Хулиганы не стесняются иногда стукнуть того или иного посетителя… Удивляет либеральное отношение милиции к этим безобразиям».
Таким было «позавчера» горсада. А «вчера» – это послевоенные годы. В войну горсад полностью разрушили: не осталось ни деревьев, ни кустарников. Общими усилиями горожане восстановили его к лету 1948 года. С 1961-го некоторое время он назывался парком им. Гагарина.
«Обнимайтесь поскромнее»
Послевоенный горсад отлично помнит Людмила Ишекова. Она приехала в Белгород в 1954 году вслед за мужем, которого направили работать в новообразованную Белгородскую область. Вскоре здесь у молодой семьи родилась дочь, Ирина Орлова.
Мать и дочь, а также их соседка Тамара Нечваленко много лет живут рядом с горсадом, в доме №11 на ул. Н. Чумичова. До этого несколько раз переезжали. Но говорят, что горсад в центре города был главным местом отдыха для всех белгородцев.
«Именно сюда я в первый раз пошла на танцы, – вспоминает Людмила Ишекова. – Эстрада для музыкантов была там, где сейчас «Арт-студия». Танцы устраивали по выходным. Беспорядков не помню. А танцевали мы не так, как сейчас танцуют. Раньше, если вдруг прислонишься друг к другу, тут же милиция: «Поскромнее, пожалуйста!» Так и танцевали, на расстоянии. Вообще, тогда царил большой порядок. На высоте была милиция и ДНД – добровольная народная дружина».
Входов в горсад было два – со стороны школы № 3 и проспекта Ленина, там, где сейчас аллея Дружбы. На входе стояли ворота с надписью «Горсад», висели афиши мероприятий и коммунистические лозунги.
Путешествующий памятник
В горсаду стояли памятники Ленину и Сталину. После разоблачения культа личности вождя народов его заменили на юных пионеров. Был ещё памятник Ленину с детьми – рядом с областной библиотекой, которая ютилась в одноэтажном здании нынешнего городского управления культуры. Стояли две скульптуры физкультурников.
В 1953 году именно здесь начал свой путь по городским улицам самый путешествующий памятник Белгорода – Марксу и Энгельсу. Отсюда его перенесли в парк Ленина, за кинотеатр «Октябрь», на место нынешней детской площадки. Потом – в парк Победы, где сейчас стоит скульптурная композиция «Победа».
Простояв там недолго, Маркс и Энгельс переехали на ул. Попова, к областной библиотеке. Там в середине нулевых при благоустройстве территории памятник разбили. И не восстанавливали бы, но настояли коммунисты. С тех пор вожди стоят на своём нынешнем месте – в центральном парке.
И автомобили, и педальный конь
«В горсаду давали напрокат детские велосипеды, самокаты, – рассказывает Тамара Нечваленко. – Конечно, свои велосипеды у детей в Белгороде были не в диковинку. Но кроме них здесь можно было покататься на педальном автомобильчике или на педальном коне».
«Прокат самоката стоил 10 копеек в час, трехколёсного велосипеда – 15 копеек. Оседлать педального коня предлагали за 20 копеек, а порулить на педальной машине – целых 30», – вспоминает белгородец-краевед Сергей Рудешко.
Дети играли на спортплощадке. В горсаду показывали кино, устраивали массовые гуляния, выставки цветов. Потом на месте эстрады возникло кафе «Бригантина».
«Оно было как детское, молодёжное кафе, там продавали мороженое, – говорит Ирина Орлова. – Потом стали предлагать обеды, ужины, готовили шашлыки. Сейчас вместо него «Арт-студия». А на аллее Дружбы стояла городская доска почёта и памятник Островскому».
1990-е и начало нулевых оставили в воспоминаниях у горожан немного светлого. Сад приходил в упадок. По вечерам было темно. Инфраструктура рушилась. От фонтана осталось только основание.
Возрождение
С ростом благосостояния и благоустройства города в XXI веке стал меняться и горсад. Убрали лишнее, например, бывшую доску почёта. Появилась аллея Дружбы, посвящённая городам-побратимам Белгорода. А около «Арт-студии» – детский городок с домиком и фигурами животных.
Но настоящая революция пришла сюда весной этого года. Кроме декоративных и функциональных изменений, объект официально обрёл историческое название – горсад. Ему даже придумали логотип с силуэтом фонтана.
«Началось с того, что в 2018 году на форум «Зелёная столица» мы пригласили специалиста по соучаствующему проектированию Надежду Снегирёву, – поясняет куратор обновления горсада Анна Гамурак из областного департамента строительства и транспорта. – Она рассказала о существующих методиках реконструкции или создания новых общественных пространств, чтобы при этом учитывались мнения и запросы горожан. А наш горсад белгородцы однозначно видели как тихое, зелёное пространство для семейных прогулок с детьми. Собственно, то, чем он являлся с начала ХХ века».
Главную точку притяжения – фонтан – оставили. Воссоздали его в стиле, близком к прежнему. Белгорблагоустройство обеспечило ему стабильную работоспособность.
«Раньше этот фонтан работал слабенько, водичка тихо стекала по цветку, но даже это была радость, – говорит Ирина Орлова. – А сейчас смотрите, как он фонтанирует».
Эффектно, аутентично, красиво
На входе стоят информационные стенды с исторической справкой. Возле растений тоже стоят таблички. Осока флакка, мискантус, арункус, лаванда, эхинацея, щучка дернистая – всего порядка 20 наименований.
Эти растения в популярной сейчас стилистике дикорастущего, естественного озеленения выбраны не просто так.
«Они хорошо приживаются в нашем климате, не требуют большого ухода, в сочетании друг с другом выглядят эффектно, аутентично, красиво. Имитация природного пейзажа, – поясняет Гамурак».
Ещё один критерий подбора растений – цветение в разное время. Одни отцветают – другие зацветают, а третьи уже красиво подсыхают. Весь тёплый сезон клумбы выглядят живыми.
Есть в горсаду и актуальная нынче сирень – более десяти сортов. Ей посвящена декоративная композиция с подсветкой. С этим арт-объектом уже полюбили фотографироваться выходящие из загса молодожёны.
Полевые растения посажены лишь в клумбах. На газонах – обычная трава.
«Возникал вопрос: почему бы не засадить всё пространство сада декоративными растениями, той же щучкой, – рассказывает Анна Гамурак. – Нельзя, потому что дети бегают не только на своей площадке, но и в траве тоже. В высокой растительности могут быть клещи. А газонная трава минимизирует этот риск».
Старина по‑современному
Гранитные клумбы и тумбы прошли пескоструйную обработку, чтобы не блестеть полировкой. Так пространство избавилось от налёта официозности. Убрали прежние массивные лавки, высвободив территорию. Взамен устроили сидения на бортиках клумб. Урны заменили на более современные, от местного производителя.
«Их много, поэтому как теперь не быть здесь чистоте, – делает вывод Ирина Орлова. – Через каждые два шага стоят урны. А раньше они были прямо редкостью, настолько, что я маленькая даже любила бросить мусор обязательно в урну. Особенно запомнились два мусорника, которые стояли возле бывшего кафе «Пингвин» на месте сегодняшнего статуправления. Они были в виде пингвинов, детям нравилось».
Между растениями поставили невысокие столбики-фонарики. Вечерами горсад с ними выглядит совершенно иначе, чем раньше. Озеленили забор, отделяющий соседний двор: на зелень смотреть приятнее. Посадили новые деревья и кустарники.
«Вот это дерево было, а это посадили, – комментирует Анна Гамурак, проходя по аллее. – Оно немного подрастёт и будет давать больше тени».
Круглые решётки на земле вокруг стволов деревьев предохраняют их от повреждения газонокосилками.
Детскую площадку – ещё один центр притяжения в горсаду – сконструировала российская компания, которая делает такие необычные развлекательные комплексы. Хаотичная, на взгляд взрослых, конструкция очень нравится детям.
В саду сделано много чего необычного. Но его создатели считают главным не только это.
«Мы вернули историческое название этого места – горсад, – констатирует Анна Гамурак. – Воссоздали в современном виде уголок нашей старины, дух места, который помнят старожилы и которого зачастую очень не хватает».
Олег Гончаренко