Радуга в колесе. Как менялась велосипедная мода
Проволока, катафоты, динамки и динамики – «Белгородские известия» рассказывают о велосипедном тюнинге разных лет
-
Статья
-
Статья
Летом тысячи белгородцев достают из гаражей, кладовок, с балконов велосипеды. От разнообразия пестрит в глазах: одинаковых практически не встретишь, не советские времена на дворе. Человеку свойственно выделять себя из толпы, поэтому на велосипеды тоже крепили и крепят разные украшения.
Из позапрошлого века
По одной из версий, первый велосипед сделал крепостной механик Ефим Артамонов в 1 800 году. Когда он представил изобретение императору Александру I, тот сделал умельца вольным, но патент изобретателю не дали. Поэтому первым изобретателем велосипеда считается немец Карл фон Дрез, который получил патент на него в 1 818 году.
В ХIХ веке велосипеды видоизменялись, но главным свойством оставалась функциональность, позволяющая доехать из пункта А в пункт Б. Судя по старым фотографиям, единственным элементом тюнинга была корзинка на руле, но и та висела для пользы.
Только в прошлом веке велосипедисты начали украшать свои средства передвижения разными прибамбасами. Мы спросили у белгородцев, как они украшали велосипеды в юности и как с этим дела обстоят сейчас.
За сумасшедшего бы посчитали
Белгородец Владимир Юрченко активно пользовался велосипедом в 1950–1960-е годы.
«В моём детстве велосипеды в основном были немецкие, трофейные – у дяди был «Бриллиант». Он был один на всю улицу, как и почти во всём Белгороде. Катались на нём по очереди. Тогда велосипеды не украшали – за сумасшедшего бы посчитали. Украшать начали, когда я уже из армии пришёл. Вставляли в спицы куски параизола, который воровали на стройках. Потом уже, у кого была возможность где‑то её взять, вплетали в спицы цветную проволоку, чтобы колесо сверкало, как радуга.
Всё это прошло мимо меня, я занимался мотоспортом, а друзья уже детей нянчили, им не до велосипедов было. Единственное, что динамки были. Они появились давно, мне было лет 15–16, когда их и фары стали продавать в магазинах. Сначала они были импортными, а к концу 1950-х появились отечественные. Купить их было непросто.
Фары были и раньше, но заряжались они от батареек. Их главным предназначением было то, что они есть. Потом фары стали снимать и ставить лампочку на 2,5 вольта. Её прикручивали к батарейке на 3,5 вольта. Светила она сумасшедше! Если подрегулировать положение лампочки относительно отражателя, то она начинала светить уже, а не рассеянно на дорогу. Со светом ездили только крутые.
В Харькове покупали «гончие» велосипеды, так их называли, с тремя скоростями. У меня был простой, купленный за 300 рублей в уценённом магазине. Тогда это месячная зарплата. В начале 60-х велосипедов стало много. В первый раз увидел их в продаже в «Промтоварах» возле Вечного огня. Они стояли новенькие, со свежей резиной, блестели краской: «ЗиС», «Ласточка», не женский, хоть и с двумя скошенными рамами. Красные флажки вставляли в руль. Катафоты появились нескоро. Но уже тогда все ездили с сумочками для ключей. На трофейных они встречались редко, но были кожаными, а на наших из какой‑то синтетики, блестящие снаружи».
Динамка с антенной
Алексеевец Владимир Штеменко в 1960–70-е катался на велосипеде почти каждый день, а потом пошёл в армию, после которой пересел на мотоциклы и машины. Недавно он для поддержания здоровья снова купил велосипед.
«У меня в детстве были «Школьник», «Орлёнок» и ХВЗ. Первый я быстро угробил. Отец одному моему товарищу говорит: «Хочешь велик?» Тот: «Да», – думал, что сядет и поедет. А отец ему раму на шею и колёса в руки, тот и пошёл печальный.
Украшали велосипеды чем могли. В ручки втыкали вертушки из бумаги, а ещё одну ставили на руль. Вертушку делали из тетрадного листа: углы к центру сгибаешь и гвоздиком протыкаешь. Когда едешь, она на нём как пропеллер крутится.
На спицы цепляли пробки из‑под лимонада, катафотов тогда не было. Поэтому ближе к центру колеса спицы обматывали фольгой, а потом всю эту красоту оплетали цветной проволокой. Ещё брали проволоку потолще, накручивали на насос. Получалась спираль, которую как антенну ставили на заднее крыло. Ставили и фары с динамками, но у меня на колёсах всегда были «восьмёрки», она проскакивала, и я ею не пользовался.
Звонки ломались быстро, поэтому ставили на спицы трещотки: найдёшь стальную проволоку в металлоломе, к вилке прикрутишь и в спицы. Едешь, она тарахтит. Бывало, закрутит её в колесо, и летишь через руль. Сейчас у меня есть велосипед, но я на него уже ничего не вешаю.
Эра катафотов
Сергей Лазарев ездил на велосипеде в середине 1980-х – начале 1990-х. Тогда его покатушки и закончились – полностью переключился на автомобили.
«У меня был гоночный четырёхскоростной «Спорт». Летом на нём катался каждый день. Я свой велосипед не украшал, хотя это делали почти все. Он и так красивый был, да и руки у меня не оттуда растут. Какую‑то штуку на рамы накручивали, в спицы поролон засовывали, проволоку цветную на них наматывали. У меня же были катафоты на колёсах да фонарь спереди, который работал от динамки».
Денис Попков на велосипеде с середины 1990-х годов. Он один из велоактивистов Белгорода, ездит на двухколёсном экотранспорте даже зимой.
«Спортивных великов в моём детстве не было, «Десна» да «Украина». Считаю, что в детстве мы велосипеды не украшали, а только колхозили разную чепуху на колёса и ручки. Сейчас некоторые лепят наклейки велобрендов на раму, обода и вилки.
Современные рамы и так яркие, поэтому на них больше ничего не наматывают. Рюкзаки, одежда тоже на любой вкус и цвет. Я сторонник практичности. Поэтому из аксессуаров у меня только фары и сумки с аккумуляторами для них, запасными камерами, замками и набором шестигранников и портативная колонка.
А в детстве на велике у меня была корзинка, звонок на батарейках, что звенел как сирена. Ещё обматывали вокруг спиц фольгу и проволоку, сами делали фонари и подключали их к динамке. Сейчас технологии и Китай позволяют пользоваться перезаряжаемыми аккумуляторами. Уже даже есть электронные трансмиссии и подвески.
И сумок сейчас столько, что велосипед можно обвешать полностью, звонки тоже бывают разными. Взрослые свои велики не украшают. Максимум ставят фары и светоотражатели. Единицы на «Алиэкспрессе» покупают разноцветные гирлянды для колёс, а девушки украшают городские велосипеды корзинками с цветами. Но такое в Белгороде встретишь только на велопараде, в Москве эта тема популярнее».
От автора
Я начал ездить на велосипеде с середины 1990-х. Мы ставили катафоты куда только можно, у некоторых на колёсах их было по несколько штук с каждой стороны и обязательно под сиденьем и спереди на крыле. Проволокой спицы я не обматывал, не видел в этом красоты. Зато мы кольцо из резиновой полосы цепляли на ось внутри колеса, и оно блестело, какие‑то резинки прикручивали и к спицам. Какую функцию они выполняли – до сих пор загадка.
Некоторые ставили на руль зеркало, которое при поездке обязательно цеплялось за дерево или сбивалось во время игры в велофутбол. Другие покупали чехлы для сидушек с бахромой. Динамки были в ходу, но у меня её и фары не было.
Моя «Кама» и так была красной, зачем её делать ярче? Только крыло поднимал да багажник снимал, чтобы не дребезжал. У меня давно другой велик, и вообще езжу без крыльев. Из того, что не поставили на него на заводе, только велокомпьютер (в детстве его заменял курвиметр – штуковину крепили к вилке, а колёсиком она касалась колеса и измеряла пройденное расстояние), звонок и фонарик. А вот один мой товарищ поставил габаритные огни под сиденье, а на переднее крыло – маленькую фигурку тигра. Но он и в детстве свой велик обклеивал наклейками из «Терминатора», разными машинками и прочим, что попадалось в жвачках.
Неизвестно, к чему придёт веломода. Сейчас с помощью светодиодов в спицах можно даже картины рисовать. Но когда где‑нибудь в деревне видишь, как по улице едет на велосипеде мужичок в старой синей бейсболке с круглой фарой и красно-синей проволокой на колёсах, которую он когда‑то намотал сам, то задумываешься: докатились, сами ничего не делаем, всё покупаем, всюду электроника. С другой стороны, прогресс – это же прекрасно.
Александр Куликов