«Вова хочет стать режиссёром». Каким был мастер кинематографии Владимир Басов
Советский актёр, сценарист и режиссёр родился на Белгородской земле, в валуйском селе Уразово, ровно 96 лет назад
-
Статья
-
Статья
Мемуары народный артист СССР написать не успел. Зато его сын – Александр Басов – собрал письма отца, интервью и публикации о нём в советской прессе и объединил в пока ещё не изданную прозу «Сколько себя помню».
«БелПресса» рассказывает о Басове словами самого Басова.
«Владимир Оскольский»
Басов признавался, что в Уразово он родился почти случайно: мама активно ездила по стране.
«Вы знаете, в детстве, когда нас обуревают самые невероятные фантазии, я мечтал о литературном будущем и даже придумал себе псевдоним – Владимир Оскольский. Были такие люди у нас в стране в 1920-х годах – книгоноши. Они путешествовали по деревням, где учили ребятишек, а с ними и взрослых. Время было комсомольское: шёл знаменитый всеобуч – вот и моя мама ездила от села к селу, читая на вечерних посиделках людям, не знающим грамоты, Пушкина, Толстого, Чехова…
И меня мама родила, можно сказать, проездом – в городе Уразове на тогдашней Орловщине. Потом вот так – с мальчонкой под мышкой – путешествовала по всей стране. Побывали мы и на Турксибе, и на Волге, жили в Липецке, Воронеже, Курске. Позже, читая Бунина, я узнавал все эти места в его рассказах».
Первая роль
Впервые на сцене Владимир Басов оказался уже в два года. Помогла сестра. Дебют, кажется, удался.
«Меня, двухлетнего, двоюродная сестра, студентка-рабфаковка, однажды притащила в клуб имени Кухмистерова, где выступала в спектаклях «Синей блузы». Там понадобился ребёнок, годный в новой боевой агитке изобразить что‑то вроде младенца, олицетворяющего мир. Ребёнка выносили на руках в финале представления, и он должен был смотреть в зал лучистым взглядом. Наверное, это у меня лихо тогда получилось, потому что до сих пор помню аплодисменты в мой адрес на премьере. Возможно, я даже стал бы любимцем публики и появлялся на сцене каждый вечер, но тут случилась очередная мамина командировка, и моя театральная карьера временно прекратилась».
Война
Школьный выпускной у Владимира Басова пришёлся на 1941 год, 20 июня. Мечты о светлом будущем уже через два дня после праздничного вечера были скомканы войной.
«Первый раз в тот вечер я рискнул пригласить к танцу строгую учительницу английского языка, первый раз, как с равными, взрослыми, говорил с нами директор.
Мы были уверены, что нам открыты все дороги, уже видели себя мастерами спорта, скульпторами, покорителями полюса, артистами.
Каждый мечтал о своём. Я был захвачен мечтой о кино. Как я завидовал тем, кто причастен к этому удивительному, волшебному миру! Сколько себя помню, всегда завидовал. Недавно я случайно в своих бумагах нашёл старую газету, где в крохотной заметке написано: Вова Басов хочет стать режиссёром.
Усталые, веселые вернулись мы утром с Красной площади домой… Мы готовились мысленно переступить новый, неведомый порог жизни. Но переступили его в солдатских шинелях».
«Мне надо было выжить»
«В начале войны я получил приглашение в Театр Красной армии, но в моей юношеской голове не укладывалось: как это можно играть, когда нужно палить?
Беспощадная статистика времени: мои ровесники, десятиклассники выпуска 1941 года, на фронте погибали чаще всех. Наши семнадцатилетние жизни война поглощала особенно охотно, так и не позволив узнать и почувствовать всё счастье возраста.
Мне надо было выжить, и войну я вспоминаю, несмотря на весь её ад, самым прекрасным временем в своей судьбе. Именно тогда я познал цену вечным истинам и основные понятия: нравственные, философские, просто житейские – открылись мне во всей своей определённости.
Человек на войне однозначен, нам не надо было прибегать к изысканно тонким нюансировкам и мучительным копаниям в тайниках души, чтобы понять, хорош человек или плох, друг он или шкура, добр или так себе. И вдруг оказалось: как много у нас прекрасных людей!»
С войны Басов постоянно писал маме. Говорил, что вскоре пригласит её в театр, который он сам организует в Берлине:
«Если сумеешь послать театральную литературу, то пришли её. Она нужна. Хорошо бы портреты актеров…
…Ещё немного и я в Берлине организую Художественный театр…
…Я – начальник клуба бригады. Должность высокая и ответственная. Я справляюсь хорошо. В моём подчинении – люди старше меня по годам и званиям. Но я их всех держу в ежовых рукавицах.
Будь здорова. Приезжай в Берлинский театр…
… Я вчера вылепил из снега бабу на самой передовой линии. Утром озлобленная немчура открыла по ней миномётный огонь и сбила…
…Меня наградили медалью «За боевые заслуги»…
…Мне присвоили звание старший лейтенант…
…Мне уже двадцать…»
«За Родину, за Сталина»
«За Родину, за Сталина? Бывало. Этого не понять, если сам не видел войны. Это же не кино: пули всамделишные, и смерть всамделишная, и немцы. Видел такую сцену: пожилой боец стреляет из противотанкового ружья и жутко матерится. Причём так громко, что командир слышит.А в тот день мы впервые увидали «тигры». Все были на взводе.
После боя взводный его спрашивает:
— Малахов, что ты там орал?
– Как что, товарищ лейтенант? За Родину, за Сталина!»
Самый счастливый день
«Недавно один интервьюер из газеты спросил: «Ваш самый счастливый день в этом году?» Вопрос, конечно, необязательный. Про себя я ответил, что не было у меня ни самых счастливых, ни самых несчастливых дней.
Я подумал: если наступит день полного счастья, значит – рядом духовная смерть. Это не парадокс и не фраза. Может быть, на самой крайней точке падения больше счастья потому, что отсюда ведь начинается восхождение. Да и сам по себе путь к творческому успеху создаёт напряжение духа, без которого трудно жить. Чего бы мы стоили без ощущения неудовлетворённости?
После «Нейлона 100 %» (картина Басова 1973 года – прим. авт.), когда меня крепко поругали, я думал: несчастье ли это? Бывало, меня единодушно хвалили кинокритики, а я думал: счастье ли это?»
«Мой персонаж»
Несмотря на обилие ролей, а в послужном списке Басова почти 80 актёрских работ в кино, об одном несыгранном персонаже Владимир Павлович жалел всю жизнь.
«Жаль, что не довелось мне сыграть Остапа Бендера. Мой персонаж! Ведь Остап – это живой объектив, зоркий, беспощадный. Как он всё вокруг подмечает!..
Из сыгранных в последние годы Остапов мне ближе всего Остап Юрского. Но я всё‑таки сыграл бы по‑другому. У Юрского герой чересчур рационалистичен, он думает, а потом поступает. А ведь в романе одна из главных ремарок – «Остапа несло». Он артист, он купается в каждой своей роли и недаром, когда миллион всё‑таки добыт, не чает, как от него избавиться».
«Я пеку хлеб»
«Главную свою творческую задачу я сформулировал бы так: воспевание человеческой совестливости. Я идеалист и верю, что можно и нужно жить только по совести.
Меняются формации, концепции, мировоззрения, но остаётся со мной моя вера, вера в святое общежитие людей на земле. Человек человеку – друг, брат. Работа по способностям, процветание духа, не отягощённого различными махинациями… Для меня святы понятия «народ» и «Родина», дорога идея всеобщего равенства и братства.
На протяжении тысячелетий человечество пекло, печёт и будет печь хлеб. Но получается он у каждой хозяйки свой, неповторимый. Говорят, чтобы хлеб вышел добрым, надо, кроме главных составных: муки, воды и соли – вложить в него душу, талант. Так и в искусстве. Каждый из нас, кинематографистов, стремится порадовать людей плодами своего труда. Ну и я «пеку хлеб». И забота у меня одна: чтобы хлеб мой был добрым и нужным».
Сергей Шевченко