«Cразу сказал: давай пробовать». Чем село Ватутино привлекает белгородскую молодёжь
Почему супруги Коюшевы хотят переехать из Ураево на родину генерала Николая Ватутина
-
Статья
-
Статья
В мае губернатор Евгений Савченко предложил возродить село Ватутино Валуйского округа, в котором сейчас живёт всего 27 человек. Переехавшим на возведение дома обещают 3 млн рублей кредита на 15 лет под 1 % годовых. И хотя проект пока разрабатывают, семья Коюшевых уже подала документы для участия в нём.
Абрикосы привлекли
Сергей и Елизавета в браке четыре года, воспитывают сына Мишу.
— Ты почему весь в песке? – Лиза заботливо вытирает сыну руки.
— Играл, – отвечает мальчик маме и сразу же обращается ко мне: – Я хожу в садик!
Лиза родилась в Ровеньках, отучилась там же на бухгалтера-экономиста, а Сергей десять лет назад приехал из Иркутской области.
«Родился в Хабаровске, отец был пограничником. А до третьего класса жил у бабушки на Украине. После развала Союза денег не было, работы не было, и мы поехали на Север. 18 лет прожил у Байкала. Я железнодорожник, работал машинистом, раз в год выделяли бесплатную поездку по всей стране, и я ездил к бабушке на Украину, решил остаться. А Валуйки выбрал потому, что близко к Украине. Тут абрикосы, орехи – они меня привлекли», – смеётся Сергей.
Супруги живут в валуйском селе Ураево, работают в соседнем Шелаево. Сергей – слесарем-автомехаником, Лиза – кассиром в магазине.
«Мы смешно познакомились, – вспоминает Сергей. – Она мне дорогу переходила, когда я за рулём был, а рядом сидел её дядя, он сказал: «Смотри, это моя племянница идёт». А я ответил: «Это моя будущая жена». На следующий день приехал к ней домой, сначала познакомился с её родителями».
«Приходил к нам как друг семьи, мы мало общались, – подхватила Лиза. – Он часто у нас появлялся, потому что работал с моим отчимом, а через несколько лет мы начали встречаться».
Тёща главная
Имя сыну выбирал Сергей. А вот когда родится девочка, будет Лизина очередь называть – так договорились в семье. Миша очень любит лепить из пластилина и теста. Пока взрослые разговаривали, он рассматривал жучков в траве и листья на деревьях, а самое интересное показывал родителям.
«Миша меньше года ходит в садик, после последней операции прошло только два месяца, – начала Лиза. – У него последствия перенесённой нейроинфекции. В год его парализовало полностью. Первые два года мы не жили дома, всё время проводили в больнице и санаториях».
«Каждый день занимаемся физкультурой, делаем массаж. Он понимает, что ему надо поиграть, сделать зарядку, спокойно всё принимает. Привык к уколам и больничным процедурам, не боится врачей и крови, а только замечает, что ещё одна вавка появилась, – говорит Сергей. – Он с рождения такой: у него сильный характер, он никогда не плакал».
Супруги признаются: они родители не строгие. Где у папы ремень, Миша знает, хотя его никогда не применяли.
«Главное в воспитании – не перегнуть палку. Бить детей нет смысла. И морально, психологически важно не задавить, – уверен папа. – Счастье – в детях, вот оно прыгает».
Хозяйство семья не держит, потому что ухаживать некогда. Но на трёх сотках выращивают картошку, помидоры и огурцы, кукурузу и горох.
«У нас чернозём – всё растёт хорошо. Но лучше всего помидоры. Я и маме вожу их в Ровеньки», – признаётся хозяйка.
«Главная в семье – тёща, – смеётся Сергей. – Она у меня золотая. Жаловаться на жену я могу только ей. Как может быть плохой тёща, которая вкусно готовит: из ничего сделает борщ».
Жить надо начинать
А если серьёзно, то решения в семье принимают вместе, обсуждают вопросы, советуются. Так было и с жильём в Ватутино. Лиза увидела новость о проекте в Интернете и позвонила мужу.
«Я сразу сказал: давай пробовать. Какие могут быть сомнения, если нам жить надо начинать. Программа привлекла условиями, это большая помощь. В течение трёх лет мы должны построить дом. На это время у нас отсрочка по всем платежам, – объясняет Сергей. – К тому же при рождении ребёнка списывают 1 млн рублей, а мы хотим ещё детей».
Коюшевы уже представляют будущий дом, обсуждают планировку, смотрят фотографии в Сети.
«Дом будет двухэтажный. На первом этаже сделаем кухню, прихожую, гостиную и санузел, а на втором – три спальни: наша и две детские. Купим новую мебель и большой холодильник с двумя дверцами. С собой перевезём телевизор мужа, мои сковородки и собаку, – рассказывает Лиза. – Там нет заводов, птицефабрик, а только свежий воздух и зелень. Для меня лучше там построить дом, чем квартиру купить в ипотеку в городе, где постоянно нужно следить за ребёнком, а рядом живут незнакомые соседи».
«Мы хотим сделать один раз, но хорошо, чтобы потом не доделывать, не подмазывать, не подклеивать, – говорит муж. – Ездили в Ватутино – там прекрасное место. С одной стороны – гора, с другой – зелень и большая река, к которой выходят огороды. Трасса далеко, можно не переживать, что дети выбегут на дорогу. Когда целую улицу молодёжью заселят, наверняка там и детская площадка появится».
Работу в Шелаево супруги бросать не хотят, будут ездить из Ватутино.
«Потом будем вместе военные праздники отмечать, собираться и кашу варить. У меня оба деда воевали. Дома всегда было много медалей и орденов, приятно построить дом на родине знаменитого генерала, – делится Сергей. – Мише расскажем историю места, где живём, и о судьбе Ватутина, а он перескажет это в школе на уроках истории».
Анастасия Писаревская