Мусорный кросс. Почему улицу Сумскую убирают сразу три машины
Корреспондент «Белгородских известий» проехалась по одному из самых длинных мусоросборочных маршрутов в Белгороде
-
Статья
-
Статья
Специализированный мусоросборочный грузовик – огромный МАЗ – мы поймали почти в конце улицы, у дома № 569. А всего домов на ней 645. И почти напротив каждого вдоль дороги – от одного до нескольких пакетов с мусором.
Чистая среда
Алгоритм уборки прост: грузовик останавливается, включает аварийку, двое грузчиков в ярких оранжевых жилетах подхватывают пакеты, а через 10 метров их ждут новые. И так медленно, но верно процессия перемещается из одного конца улицы в другой, не забывая по пути сворачивать в переулки.
«Сашечка, говорят, Лёшка сломался. Нам и вторую сторону, наверное, придётся убирать», – сообщает мастер транспортной компании «Экотранс» Надежда Филоненко сидящему рядом водителю грузовика.
Тот, косясь на меня, многозначительно молчит. Но перспективе этой он явно не рад: рабочий день, начавшийся в 7 утра, грозит растянуться на неопределённый срок. А Надежду Анатольевну ситуация, кажется, нисколько не расстраивает. Она охотно рассказывает о своей работе, на которой трудится уже больше 15 лет.
«Машина всегда ездит с мастером, который контролирует процесс уборки – чтобы всё было чисто. Всё берём: и пакеты, и веточки маленькие. А большие и другой крупный мусор оставляем – раз в месяц едет машина с манипулятором и забирает их. Завтра как раз на Сумской вывоз крупногабаритного мусора», – сообщает она.
Марш-бросок вдоль дороги
Мусор с Сумской, как и с других улиц частного сектора Белгорода, вывозят два раза в неделю. Кое‑где вместо мешков и пакетов с мусором у дороги стоят пластиковые контейнеры на колёсах.
«Контейнеры подвешиваем сзади, зажимаем установкой, переворачиваем – и мусор высыпается. Потом откатываем их на место», – поясняет процесс один из грузчиков, Максим Радченко.
Сворачиваем на улицу Юбилейную, прихватив на повороте охапку скошенной травы.
«Тяжело нашим ребятам: они пешком за машиной всё время идут», – вздыхает Надежда Анатольевна.
Зимой, по её словам, мусора поменьше: нет травы и листьев, как летом и осенью. Весной много спиленных деревьев.
«Хотя их люди, кажется, круглый год пилят», – смеётся мастер.
В холодное время года у мусоровозов другие проблемы: дороги от снега не всегда хорошо почищены, грузовики буксуют и скользят на льду. Особенно тяжело – даже летом – на узких улицах и в непроезжих переулках: где‑то движению мешают припаркованные вдоль обочин авто и близко растущие старые деревья, откуда‑то приходится выезжать задом, так как впереди тупик.
В подтверждение слов Надежды Анатольевны въезжаем в один из таких переулков – Юбилейный.
«Вот бочки для мусора в землю вкопали, видите? А у кого‑то ящик с крышкой в виде домика. Ну и хорошо, что так: никто мусор не рассыплет и собаки пакеты не раздербанят», – считает мастер.
Строго по графику
Одно плохо: не всегда мусор вовремя выставляют к дороге. Хотя жители улицы и знают, в какой день его вывозят. Вроде бы проехала машина по улице, а через часок-другой, как грибы после дождя, опять «взошли» пакеты.
«Объясняем им, боремся с этим – и без толку», – сетует Филоненко.
Мусор в областном центре убирают строго по графику. Кроме Сумской, в среду и субботу мусороуборочные машины ездят по Болховцу и Крейде. По понедельникам и четвергам наводят чистоту в микрорайонах Юго-Западный 2.1 и 2.2, на улице 8 Марта и в посёлке Первомайском. Всего на маршрут в этот день выходят шесть машин. На Сумскую их выезжает сразу три: одна собирает с одной стороны, вторая – с другой, а третья работает на отрезке до железнодорожного переезда. Одна машина просто не успела бы за день объехать всю улицу.
Мы снова останавливаемся, машина начинает гудеть и дрожать: идёт прессовка накопившегося в заднем ковше мусора.
«Нажимаю на кнопку, и устройство делает своё дело. Запрессовало – машина поехала дальше», – поясняет грузчик Максим.
Когда машина заполняется полностью, едет на завод разгружаться. Потом снова возвращается на маршрут. Бывает, два-три рейса приходится за день делать.
«Пять-шесть тонн мусора берём – в зависимости от того, насколько он хорошо прессуется», – поясняет водитель МАЗа Александр Шаповалов.
Работа как спорт
На индивидуальный сбор мусора в частном секторе Белгорода перешли меньше трёх лет назад. До этого вдоль дороги стояли большие контейнеры на 0,75 кубометра. Вокруг них обычно образовывались свалки: недобросовестные предприниматели, не желавшие заключать договоры с компанией на вывоз мусора и платить за это, по ночам подкидывали к бакам свои отходы. Получалось неэстетично и очень затратно: порядка не было, хотя мусор собирали ежедневно.
«Бездомных собак, которые разрывают пакеты, тоже никто не отменял, поэтому, чтобы всё было красиво и эстетично, мы предложили людям пластиковые контейнеры объёмом 120 литров. Они очень удобные в обращении, с крышкой, на колёсиках: поставил в угол двора и собирай потихоньку. Потом выкатил, мы мусор забрали – закатывай обратно», – поясняет замначальника отдела по работе с заказчиками компании «Экотранс» Наталья Гуденко.
Контейнеры выдавались в аренду за смешные 3 рубля в год с одного домовладения. Кто‑то взял, а кто‑то предпочитает выставлять мусор к дороге в мешках или оборудовал рядом с двором мусоросборник в бочке или ящике. И хотя в договоре на вывоз мусора прописано, что вес одного мешка не должен превышать 15 кг, люди грузят и больше.
«Бывают сильно тяжёлые – килограммов по 50. Тогда вдвоём с напарником берём и закидываем, – пожимает плечами грузчик Максим. – Поначалу тяжело было, а сейчас нормально, привык. Иду и закидываю – это как спорт. Сложная работа, конечно. Но убирать‑то кому‑то надо. Ведь если не убирать, мусора везде будет ого-го!»
Тамара Акиньшина