Всё до копейки, или Как я выиграл суд за испорченный отпуск
Староосколец Алексей Дёменко рассказал «БелПрессе», как он добивался того, чтобы железнодорожники заплатили ему за отсутствующий в вагоне кондиционер и биотуалет
-
Статья
-
Статья
Как бы хорош ни был ваш отпуск, но дорога домой может его испортить. Так случилось со мной, когда моей семье вместо современного вагона подали старый без удобств, зато с отметкой «разрешён провоз животных».
В ответ я подал в суд на железнодорожников и взыскал с них разницу в стоимости классов обслуживания, пеню, штраф, проценты за пользование чужими деньгами и даже компенсацию морального вреда.
Вагончик тронется?
Это история началась жарким июньским днём, когда мы с женой и дочкой возвращались из отпуска на Азовском море. Билеты решили брать в вагон с кондиционером и биотуалетом, чтобы не испортить тяжёлой поездкой приятные впечатления от отдыха. Покупали их через интернет, но на вокзале Ростова пришлось распечатать посадочные купоны на бланке в терминале – электронной регистрации не было. Зашли в вагон – и обомлели. Кондиционера не было и в помине, а «биотуалет» оказался гравитационного типа – то есть просто со сбросом всего лишнего на рельсы (на каждой станции такие туалеты закрывают). Короче, вместо класса обслуживания 2К нам подсунули более низкий 2Л.
Естественно, мы возмутились. И не только мы – мало кого из пассажиров прельщало ехать в жару без возможности воспользоваться туалетом во время продолжительных остановок. Ладно взрослые, а детям‑то как быть?
Молоденькая проводница, на которую обрушилось народное негодование, была и сама крайне удивлена, что людям продали билеты в несуществующий вагон с кондиционером. Она записала наши контактные данные и побежала к начальнику поезда. И вскоре вернулась с неутешительными вестями: пересаживать людей некуда, сделать они ничего не могут. Пассажиры ещё повозмущались, но требовать высадки на перрон не стали. А я на всякий случай записал на видео состояние вагона, чтобы иметь доказательства.
Согласно п. 1 ст. 18 Закона о защите прав потребителей, если из‑за неполной или недостоверной информации услуга оказалась «с недостатками», то её получатель вправе потребовать соразмерного уменьшения покупной цены. Согласно ст. 84 ФЗ «Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации» от 10.01.2003 № 18-ФЗ в случае невозможности предоставить пассажиру место в вагоне согласно проездному документу перевозчик обязан найти (при согласии владельца билета) соответствующее место в другом вагоне, в том числе в вагоне более высокой категории, без взимания доплаты. А если пассажиру предоставлено с его согласия место, стоимость которого ниже стоимости купленного им билета, то вернуть разницу в стоимости проезда.
Переписка с РЖД
По возвращении в Старый Оскол я позвонил на горячую линию РЖД и сообщил о возникшей проблеме, потребовав вернуть переплаченные за класс обслуживания деньги. Однако в информационно-сервисном центре ухитрились перепутать (!) поезда – и из ФПК прислали ответ, относящийся к другому составу.
И лишь после повторного обращения (в котором было указано наличие видеодоказательств) прислали письмо, в котором признали, что «дежурный технолог ошибочно ввёл класс обслуживания», из‑за чего сайт РЖД и выдал неверную информацию при покупке билета.
При этом в ФПК утверждали, что стоимость проезда в классах обслуживания 2К и 2Л одинакова. Пришлось писать ещё одно письмо, приложив скриншот с официального сайта РЖД, где была наглядно видна разница на билеты разного класса обслуживания в этом вагоне этого же поезда. Только после этого в компании признали, что «с учётом понижающего коэффициента» разница всё же имеется. И потребовали прислать им оригиналы посадочных купонов.
Переписка с железнодорожниками растянулась почти на полгода. Я объяснял, что вся имеющаяся на бумажном носителе информация дублирована электронной версией (контрольным купоном) и имеется в распоряжении компании (что подтверждается и её письмами). А факт оплаты билетов и проезда никем не оспаривается.
Требования компании выслать оригиналы я считал неправомерными, не говоря уже о том, что никто не гарантировал оплату этого письма и сохранность документов. В ответ на это представители ФПК присылали практически идентичные по содержанию ответы, а через 6 месяцев просто оборвали переписку, заявив, что «уже неоднократно давали письменные ответы по существу». Ни одного извинения за случившееся от них так и не прозвучало.
Согласно п. 2 Приказа Минтранса России от 21.08.2012 № 322 «Об установлении форм электронных проездных документов (билетов) на железнодорожном транспорте» контрольный купон электронного проездного документа (билета) (выписка из автоматизированной системы управления пассажирскими перевозками на железнодорожном транспорте) является документом строгой отчётности и применяется для осуществления организациями и индивидуальными предпринимателями наличных денежных расчётов и (или) расчётов с использованием платёжных карт без применения контрольно-кассовой техники. А п. 5 ст. 18 Закона «О защите прав потребителей» гласит: «Отсутствие у потребителя кассового или товарного чека либо иного документа, удостоверяющих факт и условия покупки товара, не является основанием для отказа в удовлетворении его требований».
До копейки
В итоге я обратился в Роспотребнадзор и транспортную прокуратуру с требованием провести проверку и принудить ФПК к выполнению требований законодательства. Там моё обращение рассмотрели, проверку по нему провели, но помочь ничем не смогли. Вагон к тому времени уже передали в Дальневосточный филиал ФПК в Тынду, а гарантийный талон качества и акта приёмки уничтожили. Срок давности по привлечению перевозчика к административной ответственности также истёк.
Оставался только суд. Собрав пакет документов, я передал их мировому старооскольскому судье (от госпошлины меня освободили в соответствии с п. 3 ст. 17 Закона «О защите прав потребителей»). Заседания проходили без присутствия представителей ответчика.
В итоге судья вынес заочное решение: взыскать с ФПК в мою пользу разницу в стоимости классов обслуживания, пени, проценты за пользование чужими деньгами, штраф и компенсацию морального вреда. А ещё и госпошлину – в доход Старооскольского городского округа. Получив исполнительный лист, я отнёс его в местное представительство банка, где был открыт счёт ФПК – и через несколько дней мне перечислили всю сумму. До копейки.
P. S. Тем, кто дочитал до этого места, наверняка интересно: а о какой разнице шла речь и сколько же миллионов рублей перечислили мне от ФПК? Ох, друзья мои, деньжищи огромные – они более чем в четыре раза превысили первоначальную сумму разницы! Вот только была она… около 180 рублей. А судья, руководствуясь, видимо, принципами соразмерности, и вынес решение, по которому итоговая сумма, полученная мною, составила порядка 800 рублей. Примерно столько же, пожалуй, обошлись распечатка иска, переписка и поездки на заседания. Но дело не в деньгах – я их не на этом зарабатываю. Дело в принципе. Нельзя предоставлять людям ложную информацию, сажать их в старые вагоны, кормить их отписками, а потом разрывать диалог, даже не извинившись. Нельзя так относиться к тем, за счёт кого существует компания. И я рад, что правосудие оказалось на моей стороне в этом вопросе.
Что делать, если железнодорожники нарушают ваши права
1. Зафиксируйте несоответствие предоставленных мест указанному в билете классу обслуживания (фото- и видеосъёмка). Сохраните оригиналы всех билетов и других документов, подтверждающих факт оплаты и проезда (чеки, квитанции, распечатки и т. д.).
2. Привлеките начальника поезда к составлению акта с указанием номера поезда, вагона, проездного документа (билета), числа, месяца, станции и фамилии пассажира (согл. ст. 62 Приказа Министерства транспорта РФ от 19.12.2013 № 473). Акт составляется на каждого пассажира, подписывается начальником поезда и выдаётся на руки. В случае отказа начальника поезда от составления акта следует по возможности зафиксировать этот факт и немедленно обратиться на горячую линию РЖД 8 800 775–00–00. После этого надо составить акт самостоятельно и собрать под ним максимально большое число подписей пассажиров (в идеале – с номерами мест, фамилиями, именами, отчествами и контактами для связи).
3. В описанной выше ситуации пассажир вправе перейти в вагон более высокой категории (при наличии мест, без дополнительной платы), отказаться от проезда с возвратом стоимости билета либо согласиться на проезд с выплатой разницы в стоимости (если она имеется). За выплатой обращайтесь по прибытии на место следования в ж/д кассу либо в отделения ФПК.
4. В случае любых проволочек или отказа немедленно обращайтесь в контролирующие инстанции.