«Могут руку не подать». Почему современный сантехник не похож на киношного Афоню
Собеседник «Белгородских известий» о том, что «время магарычей» ушло в прошлое
-
Статья
-
Статья
Сергей, сантехник с 40-летним стажем, рассказал о своей работе, чистоплотности людей и качестве нынешней сантехники.
Трусы с американским флагом
«В молодости хотел стать водителем. Получил права, немного поработал, ушёл на токаря учиться. Появились проблемы с жильём, мне сказали: сантехником пойдёшь работать – получишь комнату в общежитии. Так я им и стал, добровольно-принудительно получается. В 1983 году устроился в пятое РЭУ: меняли батареи, смесители, унитазы по домам. Тогда расчётной единицей была бутылка. Работу выполнил – вечером расслабился с литрушечкой. Обычно женщины одинокие просили прийти помочь. Бывало, и мужики вызывали, такие, которые деньги зарабатывают, а гвоздь забить не могут. Я считаю, если финансы позволяют, то самому руки можно и не пачкать.
Позже устроился в университет сантехником. Уже 22 года здесь. А вообще в профессии – 40 лет. Ко многому привык. У нас работа такая, что не каждый захочет с этим связываться. Кому скажешь, что сантехник, могут даже руку не подать. Поначалу было непривычно, работа грязная, неблагодарная, но кто‑то же должен это делать.
Народ у нас нечистоплотный, для них туалет – тот же мусоропровод. Поэтому в канализации можно найти всё: банки, крышки, огурцы здоровенные, картошку, даже телефоны с деньгами вылавливаем. А один раз трусы мужские с американским флагом нашли. Временами на такие «чудеса техники» натыкаешься, что целый день потом смеёшься.
Работал я как‑то в праздничный день в институте. Захожу в секцию, смотрю – сверху к бачку унитаза привязана лейка из бутылки, а от неё идёт гофрированная трубка, опущенная в бачок. Видно, какой‑то мастер на все руки постарался, чтобы на пол не капало из канализации».
Не спать в окопе
«В институте на нас с напарником пять корпусов висит, плюс столовая и канализации вокруг здания. Бывает, и в субботу выхожу, даже по ночам охрана может вызвать, если что‑то перекрыть нужно срочно. Меняем смесители в туалетах, обходы два раза в месяц делаем, следим, чтобы по минимуму всё засорялось. Со стороны работа сантехника может показаться простой и незначительной, но на самом деле это опасная профессия, особенно, когда мы прочищаем канализацию в колодцах.
Сначала нужно проверить загазованность под люком (в местах скопления органических отходов часто выделяется метан, который тяжелее воздуха и скапливается внизу – прим. ред.), а то можешь нырнуть вниз и больше не вернуться. Если всё нормально, опускаем туда трубу или трос либо сами залазим, хотя этого делать нельзя. Когда канализацию начинаешь пробивать сразу в нескольких колодцах, объём воды появляется приличный, и колодец наполняется моментально. Поэтому надо успеть вовремя вылезти.
Сложно и физически. Недавно меняли магистральный водопровод под столовой, так приходилось трубы тяжеленные крутить во время сварки. Да и саму сантехнику на себе таскаем, а она не по килограмму весит. Сил и терпения много уходит».
Гони три рубля
«Я – сантехник пятого разряда. Чистыми получаю около 20 тыс. рублей. Стараюсь на шабашках подрабатывать, знакомым помогаю, соседям. Раньше была жёсткая ставка, а теперь я могу за месяц получить даже меньше, чем тот, у кого разряд в два раза ниже.
Вот у Афони в фильме как было? «Гони три рубля – и будет тебе японская прокладка». Теперь не так. Приходишь к клиенту, договариваетесь о цене. Устраивает – берусь делать, нет – пусть другого ищет. Оплата только деньгами, а если и бутылочку дают, то просто в качестве презента, «спасибо, всего доброго», как говорится. Материалы я чаще сам покупаю, а то человеку список напишешь, приезжаешь работать, а там чего‑то не хватает или совсем не то куплено.
По сравнению с работой сантехника в СССР сейчас многое поменялось. Сам процесс стал проще и доступнее. Раньше приходилось самому сварку или баллоны 80-килограммовые тащить, а теперь болгаркой отрезал, что нужно, кран повернул, воду запустил. А дальше уже всё просто. И здание без воды не стоит полдня. Плюс пластик всюду пошёл, он тоже работу ускоряет.
Но есть и минусы. Мы раньше чуть ли не каждую неделю в Харьков на Барабашовку гоняли за всякой сантехникой. Она там в два раза дешевле была, чем у нас. Покупали то, что себе пригодится, или толкали с наценкой. А теперь смысла нет: попробуй попади туда, да ещё и не факт, что продашь кому‑то».
Теперь всё одноразовое
«Хоть работа и ускорилась, но качество самой сантехники в разы ухудшилось. Даже страшно покупать что‑то новое: оно или развалится через год, или гнить начнёт. Сейчас на рынке всё одноразовое. Я себе ванну недавно взял за четыре тысячи. Хлопушка настоящая: металл тонкий и недолговечный. Сварил под неё раму, снизу сделал опору, чтобы днище не провисало. Надеюсь, что хоть так подольше прослужит. А если её поставить в стандартном виде, то лет пять от силы продержится. Советскую сантехнику можно было ремонтировать сколько хочешь, и она тебе служила как надо, а современную снял и выкинул, новую купил.
В старых домах сейчас у многих батареи начали течь, часто этим и занимаюсь. Поменять на новую две тысячи стоит (это только работа). Унитаз, например, старый снять, а новый поставить – от тысячи рублей. Но это самое дешёвое. Меньше всего стоит смеситель поменять – рублей 300–500 беру. А вот работа с отоплением – самая дорогая и энергозатратная. Представьте, поставить десять батарей по две тысячи каждая, плюс котёл установить – пять тысяч. А ещё бачки расширительные и тёплый пол, к примеру, вот и набегает 60–70 тыс. только за работу. Так что, когда такие заказы появляются, я не думая соглашаюсь. На работе‑то я такие деньги месяца за три только заработаю».
Екатерина Гавриленко