Натурпродукт: чем экокосметика отличается от обычной
Почему важно обращать внимание на состав средств, которыми мы пользуемся
-
Статья
-
Статья
В последнее время везде пропагандируется ценность косметики с приставками эко- и органик-. Её производители козыряют «бабушкиными рецептами», рассказывают о чудодейственной силе входящих в состав средств лекарственных трав и эфирных масел.
Баночки-бутылочки с заветной пометкой охотно покупают. Только вот на поверку оказывается, что один-два натуральных компонента, затесавшихся в состав шампуня или крема, ещё не делает его волшебным. И от настоящей экокосметики эта продукция весьма далека.
Экоконтроль
Хотя единого международного определения для натуральной и органической косметики пока нет, с импортными косметическими продуктами с пометкой eco и organic всё более-менее понятно: они сертифицированы в соответствии с определёнными (и довольно строгими) стандартами, о чём свидетельствуют логотипы на упаковках. Самыми известными сертифицирующими компаниями являются международная ECOCERT (её принимают в 80 странах), немецкая BDIH, британская SoilAssociation, итальянская ICEA, американские NSFInternational и USDAorganic.
С российским косметическим рынком ситуация сложнее. Немногочисленные крупные производители при желании сертифицируют свою продукцию за рубежом. У многочисленных мелких на это просто нет денег, так как сертификация по европейским стандартам стоит весьма недёшево. Несколько лет назад в России появился добровольный стандарт для натуральной и органической косметики – BioRus. Но пока значок компании не так узнаваем, как европейские, а значит, и недостаточно востребован.
На самом деле под натуральной, экокосметикой в разных странах понимают одно и то же. Это косметика, состоящая из полезных компонентов природного происхождения, где нет никаких вредных для человека веществ. Вредными считаются продукты нефтехимии, синтетические красители и ароматизаторы, а также большой список плохо переносимых компонентов. Кроме того, в составе этих косметических средств не встретишь продуктов животного происхождения, сами эти средства не тестируются на животных, а упаковка должна быть биоразлагаемой (или подлежать переработке).
Разница же между натуральной и органической косметикой заключается в том, что для производства последней используется растительное сырьё, выросшее на экологически чистых почвах (без использования химических удобрений, пестицидов и гербицидов).
Не доверяй, а проверяй
Специалисты по красоте советуют обращать внимание на ингредиенты, входящие в состав косметических средств. Естественно, обычному человеку разобраться во всех этих ПАВах и парабенах будет трудно. К счастью, в интернете много экспертных ресурсов, позволяющих «пробить» на безопасность состав того или иного средства.
Кое‑какие диагностические методы доступны и неспециалистам. Например, если производитель утверждает, что продукт богат ценным маслом (миндальным или розовым), нужно изучить состав ингредиентов на этикетке. Масло упоминается, но где‑то в самом конце списка? Тогда его там примерно капля на литр.
Натуральные биомасла (oil) в составе – плюс, но они существенно удорожают стоимость косметических средств. Гораздо дешевле стоит продукты с компонентами, полученными в результате их переработки.
Та же история – с эфирными маслами, используемыми в качестве биоароматизаторов. Если же в составе значится parfum – речь идёт о менее ценной фракционной смеси ароматических компонентов.
Образ жизни и хобби
В Белгороде не так много мест, где продают натуральную косметику. Масс-маркет в расчёт не берём: в подавляющем большинстве случаев пометка bio или organic на лицевой стороне флакона опровергается далеко не натуральным составом ингредиентов, перечисленных на этикетке сзади. Чаще всего натуральная косметика продаётся в отделах диетического и диабетического питания.
Юлия Алёшина – владелица одного из магазинчиков, продающих экотовары, – считает, что как только человек начинает задумываться о качестве еды, то обращает внимание и на другое: чем мыть голову, чистить зубы?
«Бытовая химия тоже есть эко, и наши покупатели, – рассказывает она, – люди думающие, заботящиеся о своих близких. Очень многих на это сподвигают дети с аллергией на глютен, атопиями и дерматитами».
По признанию Юлии, экорынок сейчас растёт, но чтобы прямо полностью из трав делали косметику – таких производителей в России немного:
«Я постоянно общаюсь с производителями натуральной косметики. Есть те, которые говорили мне, что их косметика на 95 % натуральная. А что в этих оставшихся пяти? Там всё, что мы не можем здесь выставить на полки».
Сейчас в магазине Юлии нет ни одного продукта с буквой Е непонятного происхождения:
«К нам можно прийти и особо не читать состав: у нас нет продуктов, на которых написано «эко», но они на самом деле не «эко». У меня принципиальная позиция по этому вопросу. Эко – мой образ жизни и хобби».
Юлия Алёшина работает с тремя основными брендами натуральной косметики из России.
«И она действительно очень хорошая, эффективная и на 100 % натуральная: ни искусственных консервантов, ни отдушек – можно смело пользоваться. Сроки хранения у неё поменьше, но некоторые растения и продукты пчеловодства сами являются отличными консервантами. Самые ходовые товары у нас – натуральные дезодоранты, средства для ухода за волосами и кремы. У бытовой химии – экосостав и биоразлагаемая упаковка».
Когда Юлия только открыла магазин, было непросто: ей казалось, что она не наберёт постоянных покупателей. Но сейчас они есть, и даже те, кто с улицы заходит или через интернет – чувствуется, что немного разбираются. Другое дело, что в Белгороде немного людей, у которых достаточно финансов на такую продукцию – цены всё‑таки выше, чем в масс-маркете. К сожалению, связь между качеством и ценой не всеми ещё осознана.
Натуральность ради пользы
По поводу последнего сетует и доцент кафедры общей химии БелГУ Людмила Дейнека:
«К сожалению, в нашей стране и в пищевой, и в косметической, и в фармацевтической промышленности часто используются синтетические азокрасители. Они накапливаются в организме и ведут к онкологии. Во многих странах они запрещены, но у нас, к сожалению, нет. Конечно, натуральные красители, как и всё натуральное, намного дороже. Но они сами по себе лекарство, а синтетические – яд!»
Людмила Александровна и её муж Виктор Иванович – химики, они занимаются биологически-активными веществами, которые являются природными антиоксидантами и могут использоваться как натуральные красители – антоцианами и каротиноидами.
«Для получения антоцианов мы используем этанол – природное вещество, которое синтезируется в растениях, и соляную кислоту – такую же, что есть у нас в желудке, но в гораздо меньшей концентрации. Синтетическое вещество ацетонитрил не используем», – подчёркивает Виктор Дейнека.
Его аспирантка Ярослава Кульченко работает над проектом получения антоцианов из лепестков тюльпанов. Это совместный белгородско-голландский проект. Наши химики безвозмездно поделились технологией производства антоцианов с голландцами, а те выиграли у себя на развитие проекта грант.
«Они же помешаны на всём натуральном, на «зелёной химии». А тут отличный источник натуральных красителей, да ещё из тюльпанов – сырья, которое они до этого выбрасывали. Антоцианы меняют цвет в зависимости от уровня PH – от красного до ярко-жёлтого. Мы рассказали им технологию их получения, а они решили внедрить её в производство косметики», – поясняет Ярослава.
Уже два года она периодически ездит на несколько месяцев в Голландию. У голландского руководителя проекта «Антоциан» имеется собственная косметическая фирма, и вместе с Ярославой они уже сделали первую пробную лабораторную партию помад, окрашенных антоцианами.
«Антоцианы могут использоваться в румянах, тенях, лаках для ногтей. Ещё мы занимались духами и оболочками для таблеток», – говорит девушка.
При этом Людмила Александровна подмечает:
«Эта натуральность не просто сама по себе. Она для пользы, красоты и здоровья. Но у нас люди бедные: им легче заплатить за синтетику, чем чуть дороже – за натуральное. А потом приходится лечить кожу. В косметике ещё не дошли до того же понимания пользы, как с продуктами питания».
Но белгородские химики надеются, что когда‑нибудь их проектом заинтересуются не только иностранные, но и отечественные представители пищевой и косметической промышленности. Тем более что они нашли для производства натуральных и полезных красителей нетрадиционные и недорогие источники сырья.
Почему я пользуюсь экокосметикой
Анастасия Морозова, 26 лет:
«У меня для этого две основные причины (после того, что продукт веганский, разумеется): я верю, что органически выращенные компоненты полезнее для здоровья и что использование экологичных компонентов и материалов уменьшает углеродный след, меньше загрязняет окружающую среду. По качеству эти продукты тоже ощутимо лучше. Хотя, наверное, это связано с тем, что, изучая вопрос органической косметики, я стала тщательнее подбирать её под свой тип кожи. В итоге такая косметика устраивает меня больше, так как я начала лучше разбираться и в ней, и в компонентах, входящих в неё. Да, такая косметика дороже».
Ярослава Кульченко, 26 лет:
«Раньше на натуральность косметики не обращала внимания, а сейчас стала, особенно когда в Голландии прошла курсы по технологии производства духов. Знаю, где производители могут подхитрить с компонентами и как это можно проверить. Вот, например, помады. Одной вы красите губы – и они сохнут. Берёте другую – с ней нет. Но то, что мне сухо, другой девушке может быть нормально. В декоративной косметике ещё не дошли до того, чтобы, например, помады, делать по типу кожи, как кремы».
Ольга Алфёрова, 29 лет:
«Лет шесть назад я из исследовательского интереса подтягивала в свою жизнь осознанное потребление. Мне было приятно сознавать, что можно наносить меньший вред экологии: у меня был раздельный сбор мусора и продукты я выбирала без упаковок. Поэтому и косметику с бытовой химией попробовала заменить натуральными. То есть всё, даже стиральный порошок, я делала сама. Рецепты находила в интернете. Некоторые вещи было легко заменить. Например, крем заменяется базовыми маслами, которые продаются в аптеке, скрабы-маски делаются из продуктов, шампунь – желатиновая основа с эфирными маслами. Мыло, естественно, тоже сама делала. Что касается декоративной косметики, то это довольно сложно сделать в домашних условиях, нужна полухимическая лаборатория и вещества, которые не купишь в аптеке. Поэтому из декоративной косметики так ничего и не сделала.
Сейчас в уходовой косметике я вообще не смотрю на состав. Мне нравятся профкосметика: кремы, декоративка, средства для волос. Они хорошо справляются со своей задачей – делают кожу и волосы ухоженными. Но некоторые привычки у меня с тех времён остались: бытовую химию я так и не полюбила, потому что обнаружила, что вода сама прекрасно справляется без моющих средств, ароматические масла использую как духи и на батарею капаю для запаха. А натуральную косметику покупаю на подарки. Она благоухает, у неё классный состав, и ты с ней чувствуешь себя царицей».
Тамара Акиньшина