1900-е
Площадь была сердцем уездного Белгорода. Тогда она называлась Большая, или площадь у монастыря, который стоял на месте нынешнего драмтеатра. С одной её стороны было здание дворянского собрания – там кипела общественная и культурная жизнь, устраивали кинопоказы и театральные постановки. На первом этаже работала аптека Когана.
…Выйдя из аптеки с микстурой для маменьки господин в чёрном сюртуке остановился у газетного киоска.
— А дайте‑ка мне, барышня, «Белгородскую правду», – обратился он к газетчице.
— Помилуйте, сударь, на дворе начало века, возьмите «Белгородские силуэты» или «Буревестник». А за «Белгородской правдой» в 1917-м приходите.
Господин в чёрном сюртуке ещё немного поулыбался молоденькой продавщице, взял газетный свёрток и, кинув взгляд на городового, который прохаживался поблизости, перешёл через Старо-Московскую улицу (ныне Попова). Там, зайдя в кофейню «Маньчжурия», заказал чашечку кофе и внимательно просмотрел прессу. А после неспешно направился домой, решив не тащиться через размытую вчерашним дождём площадь, а прогуляться через Новый сквер с фонтаном. Часы на колокольне монастыря пробили полдень…
Наверняка такие вполне рядовые события происходили на самом деле, разве что про «Белгородскую правду» автор выдумал. Но то, что и кофейня, и Новый сквер на нынешней Соборной, и часы на колокольне были в реальности, сомнений нет. А газетный киоск стоял там, где сейчас терминал с тревожной кнопкой вызова полиции.
«Кому‑то из товарищей пришло в голову, что хорошо бы иметь газетный киоск, где все могли бы встречаться, договариваться. А вместе с газетой, кому надо, можно что‑нибудь и подсунуть, – приводит воспоминания участницы революционного движения 1905–07 годов Елены Славутинской в книге «Пройдёмся по старому Белгороду» Александр Крупенков. – Киоск сослужил нам большую службу, но полиция что‑то заподозрила, и возле киоска начал часто появляться городовой».
1920-е
С 1923 года храмы закрыли. В бывших кельях женского монастыря ютились шумные жильцы из числа трудящихся на железной дороге. Отсюда и название – Рабочий городок, хотя рабочим он был меньше всего.
«Одно хулиганьё там жило да шантрапа. Весь сброд из деревень понаехал, кто не хотел работать – поселился там. Жили они в бывших монашеских кельях, а потом свиней там стали держать», – цитирует Аллу Кизилову в своей книге Крупенков.
По словам женщины, в её классе было несколько детей их Рабочего городка – от них можно было ожидать чего угодно.
В 50 корпусов монастыря заселились несколько тысяч человек. Жилось им ужасно, на всех было всего два общих туалета и одна помойная яма. Расплодившиеся бродячие собаки стаями носились по всей округе, гадили и воем мешали людям спать по ночам.
Куда‑то пропала «Маньчжурия», а в сквере появились первые захоронения – три братские могилы жертв революции и Гражданской войны. Позже по соображениям санитарной безопасности тела перезахоронили в одну могилу, а площадь стала именоваться Жертв контрреволюции. Молодая советская власть с трудом изыскала средства на памятник Ленину. В ноябре 1927-го его торжественно открыли у входа в сквер, который стал Ленинским.
…Мимо знаков новой эпохи прохаживались рабочие в пыльных стоптанных ботинках, красноармейцы в будёновках и своих излюбленных кожанках рассматривали фамилии передовиков на Доске почёта. У памятника вождю о чём‑то совещалась группа людей явно из сельской местности. От неё отделился одни мужичок – поднявшись по ступенькам к постаменту, он робко возложил красные гвоздики…
По воспоминаниям жителей, в то время живые цветы у памятника Ленину лежали даже зимой.
1930-е
Из монастырских клозетов разруха продолжала расползаться по округе. По Ленинскому скверу свободно разгуливал скот, вечером там было темно и страшно.
«Сквер является местом сборищ хулиганов, – цитирует Крупенков «Белгородскую правду» 1934 года. – Разве нет возможности у горсовета благоустроить сквер? Для этого надо только провести штук 15–20 электрических лампочек по всем аллеям, сделать маленькую эстрадку для оркестра. В сквере можно организовать киоски с продажей прохладительных напитков и упорядочить надзор за сквером».
В 1937 году деньги на благоустройство выделили. Сквер расширили, озеленили клёнами и липами, даже открыли читальню, где можно было взять газеты и книги, поиграть в шахматы. Название сократилось до площади Революции.
«…А как было бы хорошо, если бы тут вдруг построили кинотеатр мест на 750», – мечтал, сидя под липами молодой человек из Рабочего посёлка.
Он смотрел на вывеску электрофотографии, что работала напротив памятника Ленину, и решал, не запечатлеться ли ему на фотокарточке да не отправить ли мамке в деревню. То‑то родня подивится, какой он стал важный.
«Ведь как всё удобно устроено, – летела дальше его мысль: и скверик есть, и магазин тебе, пожалуйста, охотничий, даже до похоронного бюро рукой подать. Только кина и нету для полного удовольствия».
В 1930-е на площади Революции были не только магазины, но и камера инспектора труда. Была идея построить и большой звуковой кинотеатр на 750 мест, но она так и не осуществилась.
1940-е
Война остановила мерное течение жизни: гулять в сквере стало некогда и некому. Он пришёл в полный упадок: клумбы заросли бурьяном, ограда местами поломалась. Памятник Ленину сбросили с пьедестала захватившие Белгород фашисты. В южной части сквера хоронили воинов, освобождавших Белгород, – за время войны он стал некрополем.
После освобождения горисполком постановил восстановить единственный городской сквер, объединить все захоронения в одно и поставить новый памятник. Это был обелиск из кирпича, увенчанный звездой. После осени 1943 года на площади Революции новых захоронений не было.
…Пожилой солдат с окровавленной повязкой на рукаве подошёл к месту, где Пионерская улица пересекала улицу Ленина. Он остановился у изрешечённой пулями бывшей аптеки и долго смотрел на то, что осталось от памятника Ленину. За ним торчали обгорелые липы, справа зиял пустыми арками гостиный двор, слева – остатки женского монастыря. Весь город лежал в руинах. Память неумолимо несла мужчину в те счастливые годы, когда, потягивая кофе в «Маньчжурии», он листал свежую газету…
9 мая 1945 года на площади Революции встречали 15 тыс. человек. В том же году городские власти решили вырубить то, что осталось от сквера, и расширить площадь.
1950-е
В 1954 году Белгород стал областным центром, и перестройке подлежала вся его центральная часть. На месте гостиного двора вырос Дом Советов, там, где было реальное училище, построили департамент АПК, с другой стороны площади Революции – гостиницу «Белгород», а напротив неё – пятиэтажный жилой дом с магазином. Убрали развалины храма, снесли Рабочий городок и в 1959-м начали строить театр.
Центральная площадь Белгорода обрела свой нынешний облик. Она объединила улицу Ленина и проспект Мира (нынешний Свято-Троицкий бульвар) в единый широкий и большой проспект Ленина.
Из всех старых зданий на пощади Революции остались только ДК Железнодорожников – дом, в котором некогда было дворянское собрание, – и аптека.
Перед Домом Советов должен был стоять Ленин, а по обе стороны от него – зеленеть новый сквер. Однако там как раз находилась братская могила. 5 августа 1959 года останки воинов и революционеров в очередной раз перезахоронили на то место, где они находятся и сейчас.
Наше время
Последний старинный дом отдали под снос в 1982 году, а на освободившемся месте построили большое здание статистического управления.
В 2004 году площадь стала Соборной, а на месте памятника Ленину в 2013-м установили стелу города воинской славы.