Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
15 ноября 2018, 18:09
 5497

Шеф, два счётчика! Почему в такси приходят на время, а остаются на годы

О быстрых деньгах, бесплатных поездках и причудах клиентов

Шеф, два счётчика! Почему в такси приходят на время, а остаются на годы Фото Вадима Заблоцкого
  • Статья

Николай работает в одном из белгородских такси и рассказал «Белгородским известиям» о подводных камнях, которые могут поджидать не только водителя, но и пассажира.

Про сбежавших клиентов

«Устроиться в такси сегодня сложнее, чем лет пять назад. Многие мелкие таксопарки, чтобы выжить, объединяются. Вообще, IT-компании плотно взялись за эту сферу: Яндекс, Google расширяет свою сеть таксопарков. Мощная будет борьба за рынок.

Если вы не лишались прав за пьянку и не устраивали серьёзных аварий, вопросов при приёме на работу не будет. Правда, среди моих коллег были такие залётчики, но руководство не в курсе. Тестирование пройти не проблема. Хуже, когда компания заставляет обклеить вашу «ласточку» своими брендовыми наклейками. Но и тут есть «плюшечки»: имиджевой тачке достаётся больше заказов.

Пассажиры могут сделать таксиста безработным. Например, если он хамит, торчит в телефоне во время пути или лихачит. Если настучат неоднократно – компания его заблокирует, но он может легко перебежать в другую, это ведь не единая база банковских должников. Иногда клиентки жалуются на домогательства со стороны таксистов – в основном на тех, кто приехал на заработки из ближнего зарубежья. Часто это возникает из‑за недопонимания и разности культур.

Мы тоже ставим пассажирам оценки. Сбежал, не заплатив? Никто не ломанётся следом. Если, конечно, темперамент водителя не потребует торжества справедливости. Пишем заявление агрегатору. В серьёзных фирмах «сбежавшую» сумму извозчику компенсируют в течение пяти дней. А клиента внесут в чёрный список – вызвать тачку со своего номера он уже не сможет».

Прописка за поездку

«Во время чемпионата мира по футболу таксовал в Москве. Это огромная разница. Там в основном «бомбят» лица неславянской внешности, а у нас больше местные. Наблюдал случай: клиентка выволакивает огромный чемодан из аэропорта и просит убрать его в багажник, чтобы отдохнуть на заднем сиденье во время поездки. Чернобровый водитель притворяется глухим и пихает чемодан в салон. Дама в крик, таксист нехотя открывает багажник, а там – такой же гость из солнечного Азербайджана. Спит, не реагируя на возгласы клиентки: так умотался.

Схема проста. Часто приезжий бомбила не имеет за душой ничего, кроме арендованной машины, – в ней он живёт, спит, ест и прочее. Денег на съём квартиры жалеет. Крупные таксопарки предоставляют общежитие, но за него тоже нужно платить. Потому в первые же рейсы он присматривает одинокую даму в возрасте с кучей кошек – таких сразу видно. Строит ей глазки, рассказывает, какой он хороший, прекрасно умеет готовить и вообще: «Вот мой номер, в следующий раз я вас бесплатно отвезу». Та очухаться не успеет, как в квартире заведётся сожитель с клетчатой сумкой в качестве приданого. Лично я не понимаю дам, которые соглашаются на бесплатные поездки: понятно же, в чём подвох».

 

Фото Вадима Заблоцкого

Про заработок

«Чтобы работать в сетевых такси, придётся оформить ИП или прилепиться к крупной фирме. Должна быть банковская карта. Если клиент расплатился живыми деньгами, то работодатель свою долю (я отдаю 26 рублей с каждой сотки) снимет со счёта. Бывало, выезжаешь с 3 тысячами на счёте, а прёт одна наличка – к вечеру он пустой. В крупных фирмах требуют, чтобы при себе была сдача с пятитысячной. Зато деньги у меня есть каждый день, а не первую неделю после зарплаты.

С особыми клиентами можно на десятку накатать: обычно это корпоративные заказы. А так за хороший выходной выхватываю трёшку. Раньше пытались расплатиться натурой: бутылкой, книгами, старыми аудиокассетами. Сейчас проще: нет налички – брось на карту. Хотя привязывать свою карту на постоянной основе многие боятся.

Цена поездки сильно зависит от спроса. В обед вы можете уехать на работу за 80 рублей, вечером в час пик оттуда же – за 180. Этот коэффициент высчитывает агрегатор, исходя из показаний карты: загруженности дороги, наличия машин и заказов в этом районе. Вечерний ажиотаж обычно создают офисные работники, которым не хочется мять костюм в общественном транспорте.

Профессионального таксиста от человека, которого прижали жизненные обстоятельства, отличить просто. Первые покупают машину в кредит, оформляют ИП и работают по строгому графику: с 5 до 10 утра, потом с 16 и до полуночи – это пики спроса. Вот у них приличные заработки. В Белгороде – порядка 40 тыс. рублей в месяц».

Про тачки

«В серьёзных организациях перед сменой – медосмотр. Но никто не отслеживает, сколько часов человек провёл за рулём. Сейчас хотят это ввести, потому что были случаи, когда за рулём засыпали. Во время чемпионата всех таксистов плотно проверяли, в спокойное время – только новичков. Гайцы тоже люди, видят, что ты за смену десять раз мимо проехал, особо не пристают.

За грязь в салоне свои же штрафуют. Клиентские понты: «Я окно пошире открою и покурю, чё ты?» – дорого обходятся. Часть пепла в едущей машине всегда прячется под коврик. Механики эту фишку знают и при осмотре под него заглядывают: есть пепел – сразу минус 3 тысячи со счёта.

Если машина новая, не гремит, вылизана внутри и снаружи, можно претендовать на уровень комфорт-класса – там тариф выше. В Белгороде под него берут «Хёндай-Солярис», «Киа-Рио», «Фольксваген-Поло», а в Москве этим маркам светит только эконом. Убивается машина быстро, потому как ездит сутками. Если она в аренде, то амортизацию, страховку берёт на себя таксопарк. А превратилась почти в утиль – продают».

 

Фото Вадима Заблоцкого

Про карты и собачек

«Есть свои хитрости. Мало кто знает, что стоит отойти от вокзального крыльца к соседнему дому – и цена за вызов резко упадёт. Для подачи на вокзал и аэропорт установлен повышенный тариф из‑за требований по вместимости багажника и т. д. По факту это просто накрутка, к вам приедет любой ближайший автомобиль.

Таксист из компании не может отказать вам в поездке с любимой собакой. Но может прикрутить цену. Интересно, что перевозка детей по агрегатору обходится на 50 рублей дешевле, чем перевозка собак. Хотя для первых нужны автокреслалюлька – в зависимости от возраста. Для маленьких собак могут потребовать переноску, но хватит и обычной сумки. Большую попросят усадить на полу. Если кто‑то из них испортит салон – также пишем заявление агрегатору с просьбой о компенсации.

И ещё: если по каким‑то причинам оплата с карты не прошла, не торопитесь её дублировать, несмотря на возмущения водителя. Даже если это произошло из‑за нехватки средств, списание произойдёт позже, как только деньги поступят на ваш счёт».

Про гендерную адекватность

8 Марта для таксиста страшнее, чем день ВДВ для продавца шаурмы. У всех платьишки и причёски, потому пробки. «Включай музон на полную, мы ж с Надюхой аж 100 рублей заплатили». И таким королевским тоном в конце: «Пять рублей сдачи оставь на чай». Если поездка длится больше 15 минут – пьяная исповедь обеспечена. И так каждые выходные. Первые пару месяцев я слушал, переваривал в себе, что‑то советовал. Потом понял, что это односторонняя беседа, лишь бы выговориться.

Заметил, что пьяные женщины ведут себя агрессивнее. Забрал как‑то парочку из ночного клуба. Агрегатор выдал дальний заказ, вижу: у них там обнимашки-целовашки, переспрашивать адрес не стал. Через час привёз, бужу. Она в крик: не туда. Виноват, не переспросил, и вы не сказали. Везу по новому адресу бесплатно. Мадам кроет меня матами. Не выдержал, высадил. Она пнула со всей дури машину, а её мужик извинился и расплатился.

Мужики тоже смешные. Повёз двух пенсионеров за коньяком. Четыре сети объехали – выбора им, видите ли, нет. В итоге заехали в самый понтовый магазин, где купили самую дешёвую водку, но уже в три раза дороже, чем в предыдущих. Плюс трёшку за покатушки отдали.

Что уж там, со стороны такси тоже бывают промахи. Муж с женой разругался, ушёл и в качестве трофея захватил с собой гладильную доску. Вызывает машину комфорт-класса и в электронной заявке указывает: «Со мной гладильная доска. По размерам входит». Уехал. В следующий раз вызывает, а это сообщение снова прикрепляется и не удаляется. Он уже и в службу поддержки звонил – не помогло. Так и ездит уже год «с доской». Интересно, как водители сдерживаются, когда он с дамой в машину садится?

Так что нет ничего более постоянного, чем временный заработок. Я пошёл в таксисты на время, пока ищу нормальную работу, а задержался на пять лет. Если вам кажется, что вы на самом дне, прислушайтесь: снизу постучат, протянут ключи от арендованной «девятки» и треснутый китайский планшет. Даже если до этого ты только тёщу на дачу возил. Добро пожаловать в другой мир, где каждую ночь, ты будешь выслушивать десятки людских историй, которых предпочёл бы не знать».


Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×