Добрый сосед
В Белгородской области встречается уж обыкновенный и уж водяной. Первый действительно самый обыкновенный и часто встречающийся. В отличие от водяного, увидеть которого – редкость.
«У нас он попадается в единичных экземплярах, поэтому и внесён в Красную книгу Белгородской области, – рассказывает кандидат биологических наук, доцент кафедры биологии БелГУ Анжелика Горбачёва. – В нашем регионе обыкновенный уж распространён повсеместно. Исключение – территории сухих степей. Эти рептилии предпочитают места вблизи водоёмов: по берегам озёр, прудов, тихих рек, в прибрежных кустарниках и дубравах, в пойменных лугах, в бобровых поселениях».
Ужей можно встретить и далеко от водоёма – в лесу, садах и огородах, на пустырях, у хозяйственных построек. К человеческому жилью иногда их завозят вместе с тюками сена.
Свой дом они устраивают в корнях и дуплах деревьев, в стогах сена, норах, в других укромных местах, в садах и огородах. Уж может не без уюта поселиться в погребе, подвале, дровяной поленнице. И даже в кучах мусора ему комфортно.
И к людям привыкает очень быстро. Даже поддаётся дрессировке.
Люби ужа, ему служа
Люди считают ужа другом с незапамятных времён. В XVI веке в войске Речи Посполитой служил итальянец Алессандро Гваньини. На досуге он занимался литературой, желая принести пользу обществу в познании дальних стран. Он составил «Описание Европейской Сарматии». В нём рассказал, в частности, об обычае древнего литовского племени жемайтов поклоняться священным ужам, обитавшим в жилье.
Немецкий этнограф Маттеус Преторий веком позже подтвердил существование литовского змеиного бога Жальтиса. В 1823 году эта тема вдохновила поэта Адама Мицкевича, который в поэме «Гражина» писал:
От начала мира человек и змей
Крепки во взаимной нелюбви своей.
Но и между ними дружба ход имеет:
Добрый землепашец иногда ужа
Принимает в дом свой, кормит и лелеет,
Как хозяин добрый, всем ему служа.
Змей ему стал гостем,
гость же – милость неба;
Он ужу даст вдоволь молока и хлеба.
(Перевод Владимира Бенедиктова)
Приметы серого
Отличительная особенность ужа – два ярко-оранжевых, красноватых, жёлтых или даже беловатых пятна по бокам головы. В некоторых случаях эти пятна слабо выражены или плохо заметны. Тогда обыкновенного ужа принимают за другие виды змей. Тело ужа окрашено в разные оттенки серого, вплоть до почти чёрного цвета. Часто с тёмными пятнами, выделяющимися на основной окраске, более светлой.
Ужи не совы. Ведут нормальный образ жизни: ночью спят, днём работают. Точнее говоря, охотятся – утром и вечером. Они добывают головастиков, лягушек, ящериц, тритонов, мелких зверьков, птенцов, а иногда и яйца птиц. Не прочь поймать мелкую рыбу, но если получится: она слишком увёртливая.
«На суше ужи активно преследуют жертву, двигаясь стремительно и изящно, – описывает Анжелика Александровна. – Они прекрасно плавают, и в воде могут находиться подолгу. Охотясь или спасаясь от врагов, могут даже нырять».
Уж обычно держится в прибрежной полосе. Плывёт вдоль берега водоёма, не вылезая на сушу. Плавает он характерно: голова поднята над водой, а тело и хвост извиваются волнами в горизонтальной плоскости близко от поверхности, оставляя за собой широкую полосу ряби. Человеку вряд ли под силу такой способ. Люди подражают дельфинам (движения корпуса в стиле баттерфляй), лягушкам (брасс). Плавательный стиль ужа представить трудно.
Ест много, но мало
Охотясь в воде, уж ожидает, когда жертва подплывёт поближе. И делает стремительный бросок.
«Свою добычу уж не умерщвляет, – продолжает Анжелика Горбачёва. – Он заглатывает её целиком, натягивая на неё поочерёдно половинки своих челюстей. Если добыча крупная, то процесс может длиться несколько часов. За сутки ужи съедают количество еды, равное 10–15 % их собственного веса. Как и все змеи, ужи могут подолгу находиться без еды, даже более года, но пить должны обязательно».
Обыкновенный уж – абсолютно безопасная и неядовитая змея. Точнее, яд у ужа имеется, но для человека он не опасен. Поэтому ужа обыкновенного относят к неядовитым змеям. Быть укушенным ужом можно, если поймать его неосторожно. Хватая змею за голову, человек сам смещает её достаточно эластичные челюсти и напарывается на зубы.
Зубы ужей варьируются по числу, форме и размеру. У многих особей они мелкие, острые и неподвижные. У других ужеобразных учёные обнаружили небольшие и гладкие шарнирные зубы: при глотании жёсткой пищи они сгибаются. Зубы, которые находятся на верхней челюсти, увеличиваются в направлении глотки. Последние один-два зуба самые большие.
С повадками скунса
Враги ужа – аисты, другие хищные птицы, некоторые млекопитающие. Когда уж видит опасность, то старается скрыться. Впопыхах отрыгивает проглоченную добычу и уползает либо уплывает.
Но если это не удаётся – прибегает к хитростям: притворяется мёртвым либо изображает ядовитую змею. В первом случае уж сворачивается в клубок, расслабляет мышцы, принимая неестественное положение: голову с раскрытой пастью запрокидывает назад – и для большей убедительности выделяет особую жидкость с отвратительным запахом. Выглядит так, будто змея мертва уже не один день. Когда опасность исчезает, уж быстро уползает. А притворяясь ядовитым, он сворачивается кольцами, шипит и делает угрожающие выпады головой на врага: мол я злой. Однако не кусает.
Наподобие скунса, уж в качестве защитного средства прибегает к химической атаке. Из специальной клоаки он выделяет жёлтое вещество со стойким неприятным запахом. Более того, уж мажет им всё тело.
В душе – романтик
На зимовку ужи уходят в начале-конце сентября. В солнечную тёплую осень некоторых особей можно встретить до конца октября.
«Зимуют ужи в норах грызунов и других подобных укрытиях, – объясняет биолог. – После зимовки уж появляется в середине апреля. Спаривание ужей отмечается в третьей декаде этого месяца. Они собираются большой толпой, образуя скопления».
В июне-июле самки откладывают упаковки по 6–35 склеенных яиц. Один-два месяца они доходят до кондиции в кучах перегноя или навоза, старой соломы, опавшей листвы, трухлявых пнях, сыром мхе. Все эти места хорошо прогреваются – это непременное условие. Иногда кладки бывают коллективными.
Ужата вылупляются с конца июля до начала сентября. 11–15-сантиметровый ужонок покидает яйцо с помощью специального яйцевого зуба. Он им надрезает оболочку.
И с первых шагов, если можно так говорить про змею, начинается взрослая жизнь. Родители в ней не участвуют. Новорождённые ужата сразу расползаются и живут самостоятельно.
Кстати, в крови ужа – врождённая романтика. Животный мир обычно прагматичен, лишь человеку свойственны необъяснимые поступки. Но уж – большой любитель плавать просто так, без ясной цели. Один натуралист описал, как он сопровождал по берегу плывущего ужа и насчитал порядка 1 800 шагов.
Очень символичный случай. Уж и человек так и живут рядом, мирно, вместе двигаясь по реке жизни.