Привет с Красного моря
Как‑то приехали в рыбохозяйство, разговариваем с его владельцем, стоим недалеко от пруда, набитого карпами. Резкое и неприятное уху кай-кай заставило поднять голову к небу. Очень высоко какая‑то птица, раза в два больше вороны, с орлиным размахом крыльев выписывала восьмёрки над водой. И вдруг начала пикировать, превратилась в истребитель. Распустила острые когти и выхватила из воды добычу – переливающегося жирного карпа. Бедолага летел первый и последний раз в жизни и, видимо понимая это, устало махал хвостом – прощался с братьями в пруду.
«Ты смотри, что вытворяет! Скопа», – радостно, ни грамма не переживая за похищенное добро, сказал хозяин пруда.
Орнитологи России выбрали скопу птицей 2018 года.
«Скопа – хищница из отряда ястребиных. Редкая птица, занесена в Красную книгу России и области. Встретить её можно практически во всех наших районах, где есть водоёмы. Рядом с рыбоводческими хозяйствами замечали сразу по две-три особи», – говорит руководитель Музея природы Белогорья Леонид Бельков.
Живёт скопа на всех континентах, не подходит ей только климат тундры, высокогорья и Антарктиды. К нам прилетает в апреле, возвращаясь с Красного моря, Египта и Южной Азии. Летит долго, трудно, с дозаправкой – ей обязательно нужно несколько раз поесть, отдохнуть, чтобы продолжить тяжёлый маршрут. За день может пролетать до 500 км.
Я сверху вижу всё
Массивное, тяжёлое гнездо скопа строит из толстых сухих сосновых веток и сучьев. Как в человеческой семье, материалом для дома занимается самец, обустройством – самка. Для жилья выбираются исключительно высотки – величественные сосны с обломанными верхушками или толстыми ветвями: важно чтобы жильё было с панорамным видом. Птица всё хочет контролировать, видеть прямо из дома окрестности на многие километры вокруг.
Дом у скопы просторный, диаметр гнезда – около 1,5 м. Как правило, однажды построившись, птица возвращается на насиженное место. Может селиться на столбах линий электропередачи.
Добрый сосед
Орнитологи рассказывают, что речные скопы по характеру очень мирные и добрые. Отличные соседи. Никого не достают и того же хотят по отношению к себе. Более того, они ещё и компанейские ребята: разрешают селиться на своих квадратных метрах более мелким птицам.
Альфред Брем, немецкий учёный-зоолог, автор известной книги «Жизнь животных», наблюдал, как возле семейства скоп поселялись коршуны, которые выкармливали своих птенцов «объедками с барского стола» – недоеденной рыбой, выброшенной из скопиного гнезда.
В тонзуре или лысый
Длина тела скопы – 50–60 см, размах крыльев – 1,5–1,8 м. Взрослая особь весит около 2 кг. Окраска птицы довольно простая и скромная. Голова, шея, брюшко белые, спина тёмно-бурые. Некоторым из‑за белизны головы скопа кажется лысой, а другие говорят, что на макушке у неё тонзура католического монаха. Самки обычно крупнее самцов. Они и одеты понарядней, чуть-чуть поярче, чем супруг.
«Скопы – однолюбы, однажды образовав семью, сохраняют верность друг другу на всю жизнь», – продолжает Леонид Тимофеевич.
Самца часто называют заботливым родителем. Не всегда гнездо можно построить возле воды. Отцу, который в семье главный добытчик, приходится искать пропитание за несколько километров от дома, а после возвращаться с тяжёлой ношей. Кормит он не только выводок – два-три птенца, но и мать семейства, которая неотлучна от гнезда.
Родители они примерные, оба оберегают подрастающих малышей. Даже когда те встают на крыло, покидают дом, отец и мать продолжают ещё очень долго их подкармливать, поддерживать в жизни. Это может продолжаться, пока молодёжь не выучится самостоятельно добывать себе пропитание.
Песковегетарианка
Народ прозвал скопу ястребом-рыболовом. Есть за что. Короткий крючковатый клюв, мощные лапы-клещи, острые цепкие когти, глаза, которым позавидует любой очкарик. Определённо ястреб. Отличает этих хищников только кухня. Последний любит побаловать себя змеями, мышами, птицами. Скопа – песковегетарианка, ест в основном рыбу. Поэтому предпочитает селиться у воды.
Её зоркие жёлтые глаза способны высмотреть жертву с высоты 30 м. Охотясь, она, как жаворонок, может зависать в воздухе, что для такой крупной птицы довольно сложный трюк. Дальше всё происходит молниеносно. Прицелившись, скопа резко бросается вниз, иногда полностью погружаясь в воду. Перья её не намокают, а ноздри от попадания воды закрывает специальный клапан. Выскочив из водоёма, в полёте, нагруженная, она ещё отряхивается от воды, как собака после купания.
Средний вес её ежедневного улова – от 200 до 400 г, но и хорошая, на 1,5–2 кг, щука не выскользнет из цепких сильных лап. Четыре пальца в маленьких шипах ни за что не выпустят добычу, какой бы скользкой, тяжёлой, вёрткой она ни была. Природа сделала скопе наружный палец, который легко поворачивается назад, удобно обхватывая рыбацкую удачу.
Однако такая мёртвая хватка порой приводит к фатальному финалу. Поймав крупную рыбину не по своим силам, птица не может от неё освободиться, бросить. Уходит, увлекаемая своей добычей, на глубину. А плавать она не умеет.
Скопу ещё называют чистильщиком водоёмов, санитаром, потому что ловит она в основном слабую и больную рыбу. Но не дохлую.
Завтрак крокодила
В Северной Америке нашли скопу-долгожителя. Самой старой птицей оказался самец 25 лет. Его старший брат живёт в Финляндии, разница в возрасте у них – год и 25 дней, а самой возрастной окольцованной самке 30 лет. К сожалению, до такого преклонного возраста доживают немногие. В дикой природе птицы живут до десяти лет, в неволе – в два-три раза дольше. До 40 % молодых скоп погибают в первые два года жизни.
Кроме того, у красивой и редкой птицы полно врагов. Змеи, еноты разоряют их гнёзда. Совы, орлы, филины нападают на скопу, отбирая её законный улов. Во время африканского зимовья не дают жизни крокодилы, выслеживающие скопу, ныряющую за рыбой.
Люди чуть не истребили птицу пестицидами, которые используют в сельском хозяйстве. К уменьшению количества птицы привело и сокращение площадей лесов, и загрязнение водоёмов.
Интересное
Есть очень красивая версия, почему скопа так называется. Научное название скопы – Pandion haliaetus. Первую часть имени для птицы выбрал в 1809 году французский зоолог Жюль Сезар Савиньи. Пандион – так звали двоих мифических афинских царей. Сын одного Пандиона, Нис, превратился в скопу. Дети второго Пандиона – Прокна и Филомела – обратились в ласточку и соловья.
Скопа – птица очень древняя, поэтому с ней связаны разные были и небылицы. Например, в славянской мифологии скопу называли смертоносной птицей, считая, что её ядовитые когти несут смерть. В средневековой Европе верили в легенду о том, что скопа настолько благородна, что лишает воли рыбу. Дескать, та сама поднимается на поверхность, переворачивается на спину и ждёт, когда её схватит птица. И даже Шекспир вспоминает эту легенду в одном из своих произведений.
У народа ила (Замбия) скопа входит в число существ, которые пытались принести с неба огонь. У народов Меланезии (на островах в Тихом океане) скопа не раз упоминается в мифах о женщине и её сыне-птице.
Воду скопа практически не пьёт, она и так попадает вместе с основным блюдом – рыбой.