«Участвуют молодые архитекторы из Белгорода, Москвы, Питера, других городов и, конечно, жители вашего города, заинтересованные, активные горожане, – пояснил «БелПрессе» профессор Московской академии архитектуры Николай Лызлов. – Концепция, которая у нас родится, будет плодом общих усилий профессионалов и горожан».
Перед обсуждением архитекторы осмотрели местный Арбат и его окрестности.
«Не название, а песня с припевом»
Улица им. 50-летия Белгородской области получила своё название в 2004 году, когда бывший в то время мэром города Василий Потрясаев подписал постановление № 149 «О переименовании улиц исторического центра Белгорода»,
«Улица им. 50-летия Белгородской области – это, конечно, песня с припевом, а не название, – высказал своё мнение столичный профессор. – Наверное, оно могло бы быть другим. Сейчас оно какое‑то чрезмерное, неясное. Как и сама улица. Сегодня она соответствует своему названию. Что‑то в ней есть такое громоздкое, что требует какого‑то решения».
Некоторые жители высказались за старое, привычное название улицы – Чернышевского – и против чуждого им Арбата.
«Поменять название своей улицы – это в ваших силах», – заметили москвичи.
И поддержали желание белгородцев не подражать Арбату. История развития легендарной московской улицы, по их словам, не слишком радужна, чтобы её повторять: её нынешний образ не соответствует ожиданиям столичных жителей.
Кстати, самый старый дом на улице построен лишь в 1951 году. Он стоит на углу со Свято-Троицким бульваром.
«Именно там улица имеет все признаки улицы: неразрывная линия фасада, хорошо видные линии градостроительного регулирования, – отметил Николай Лызлов. – Дальше улица застроена достаточно стихийно. Она пока неблагоустроенная и не очень уютная».
«Празднуйте, но не здесь»
Превращённую в пешеходную зону часть улицы им. 50-летия Белгородской области, которую стали называть белгородским Арбатом, изначально позиционировали как место проведения разных городских праздников.
Со Свято-Троицкого бульвара сюда перенесли арт-фестиваль, здесь проводили фестиваль уличной еды, выставки, праздники. Выступают артисты. Громко играют музыканты.
«Я, как жилец дома на этой улице, на которую выходят мои окна, с двумя маленькими детьми и пожилой матерью, категорично заявляю: нам, жителям, это не нравится, – заявила белгородка. – Празднуйте, кушайте – только в других местах».
Некоторые вспомнили историю, когда хозяйка магазина на пешеходной зоне протестовала против уличных музыкантов: те расположились по соседству с магазином и в соответствии с призывом мэрии создавали на Арбате атмосферу творчества. Женщина уверяла, что музыканты отпугивают посетителей.
Между тем и сами магазины, расположенные тут, не прочь выставить на улицу колонки с непрошеной музыкой.
Некомфортно на белгородском Арбате и из‑за визуального шума – разноцветных, аляповатых вывесок на фасадах.
«Чебуреки в лицо!»
«Основная функция улицы сейчас – торговля», – констатировал Николай Лызлов.
Её, по словам архитектора, задаёт центральный рынок.
«Конечно, – заметил он, – рынок – это важная вещь, основа городской культуры. Но этого зверя нужно приручить, чтобы вокруг него создалась комфортная среда».
Современная городская пешеходная улица не должна быть линией перемещения из одной точки в другую.
«На ней можно находиться примерно так, как в парке, – уверен профессор. – Люди на улице должны гулять, общаться друг с другом. Заниматься чем‑то интересным. Сейчас здесь нет точек притяжения, улица большей частью используется как транзит, мало что задерживает на ней пешехода».
Конечно, на белгородском Арбате можно рассматривать репродукции шедевров живописи. Можно отдыхать на скамейках. В то же время горожане отметили отсутствие зелени: в жаркую погоду находиться здесь можно лишь вечером. У центрального рынка отдыхать вообще невозможно: ходят торговцы с тележками, иногда ездят машины с тюками товаров, стоят валютчики.
По улице гуляют ветры, как в аэродинамической трубе. От этого летает мусор.
«Когда летит пакет от чебурека тебе в лицо, это довольно неприятно», – сказал один из участников обсуждения.
«Записываем ещё один недостаток: чебуреки в лицо», – подвёл итог эксперт МАРШа Михаил Шатров.
Говоря о том, что улица используется преимущественно как транзитная, горожане упомянули и о подземном переходе через Белгородский проспект. Его с трудом приходится преодолевать пациентам горбольницы и двух поликлиник, маломобильным гражданам, мамам с колясками, велосипедистам, посетителям рынка с тяжёлыми покупками. Он провоцирует жителей перебегать проезжую часть, нарушая правила и подвергая жизнь опасности.
«Проходимость здесь в будни, в дневные часы, около 140–150 человек в час», – привёл результаты подсчётов один из присутствовавших.
Пешеходная зона, пересекаемая тремя оживлёнными автомобильными дорогами (Белгородский просп., ул. Преображенская и просп. Славы) – это нонсенс, отметили участники обсуждения. Не хватает ориентации на пешеходное движение: например, приподнятых зебр для замедления движения автомобилей.
Работа над концепцией преобразования главной пешеходной улицы Белгорода продолжится до конца недели, а 22 июля специалисты МАРШа публично представят её готовый вариант.