Николай Божков, житель хутора Сторожевое:
«Летом 1973 года вся страна, и, конечно же, в первую очередь Прохоровка, отмечали 30-летие Курской битвы, танкового сражения. На празднование были приглашены многочисленные гости, из которых главными и желанными были сами участники тех боёв, тогда ещё бодрые, полные сил. К ним даже слово «ветераны» в его современном восприятии не очень подходило.
Среди организаторов мероприятия нашёлся умный человек, решивший, что лучшим подарком для освободителей Прохоровской земли будут их встречи с населением в тех сёлах и хуторах, по которым они прошли с тяжёлыми, кровопролитными боями.
Идея нашла поддержку. Решили, что будет хорошо, если в каждом селе ветеранов встретят не просто традиционными хлебом-солью, а будут накрыты столы с угощениями. За столы освободители сядут вместе с освобождёнными, фронтовики поделятся воспоминаниями, споют военные песни.
Не думаю, что солдатских вдов, фронтовиков требовалось агитировать на «святое дело». Мой отец, например, участие в такой встрече принимал за великую честь. Просто надо было уточнить технические моменты: количество ожидаемых гостей, места расположения столов, время начала.
Летели годы, отмечались очередные юбилеи. Только освободителей и освобождённых становилось всё меньше и меньше, пока почти совсем не стало».
Павел Лыков, глава Кривошеевской сельской администрации:
«Поминальные столы я помню с детства. Все выходные и каникулы я проводил со своим дедом – Георгием Павловичем Лыковым. Он фронтовик, войну закончил в Европе. Как я любил мальчишкой слушать его рассказы про войну! Каждый год 12 июля он с бывшими фронтовиками ездил в Прелестное, Кострому, где были танковые сражения. Сначала за поминальными столами поминали погибших, а потом шли в Ильинский лес. Там на поляне под «фронтовые» только и слышалось: «А ты помнишь?» Вспоминали не только о войне, но и о том, как вернулись, строились, как в послевоенные годы в семьях прибавлялось по трое-четверо ребятишек. Это сейчас их называют ветеранами, а тогда это были трудяги, которые подвигами своими не козыряли.
Из Кривошеевки ушли на фронт более 350 человек, 192 не вернулись. И сегодня жива традиция ставить возле дома поминальные столы. На них – зажжённая свеча, фото погибших, поминальная каша, всё, чем богаты, и по русской традиции – стопочка, накрытая кусочком чёрного хлеба. И каждый может подойти и помянуть добрым словом своего земляка.
А в честь своего деда Григорием я назвал сына. Лучший ученик года в районе, спортсмен, он с гордостью носит имя прадеда».
Людмила Ловчакова, методист прохоровской районной библиотеки:
«В Прелестном и расположенном неподалёку хуторе Сторожевое есть братские могилы – самые крупные захоронения советских воинов на территории Прохоровского поля. 12 июля, в день Прохоровского танкового сражения, в Прелестненском сельском поселении ставят поминальные столы. Начало этой традиции идёт с 1980-х годов, когда семьи трёх-четырёх домов соединялись и накрывали общий стол. В те годы приезжало много ветеранов 95-й гвардейской Полтавской орденов Ленина, Красного Знамени, Суворова II степени и Б. Хмельницкого II степени стрелковой дивизии, воевавших на Прелестненской земле. Нет уже тех ветеранов, но новое поколение села Прелестное снова и снова 12 июля ставит поминальные столы».
Записала Елена Мирошниченко