«Этот участок входит в состав достопримечательного места «Местоположение третьей Белгородской крепости на берегу реки Везелица», – объяснил «БелПрессе» главный археолог компании «Белгородская археологическая экспертиза» Андрей Божко. – Она существовала с 1650 по 1785 год, потом за ненадобностью её разобрали, а валы и рвы постепенно были снивелированы. Мы ведём раскопки непосредственно к западу от крепости. Почему мы в этом уверены? Западный оборонительный ров крепости глубиной 5 м на соседнем участке в 2010 году обнаружили археологи из Харькова и Воронежа».
Сегодня на этом месте планируют возвести многоэтажный жилой дом, из‑за чего перед началом строительства и возникла необходимость провести археологические раскопки. Стоявшие здесь кирпичные дома снесли ещё в 2016-м, и теперь исследователям открылись их фундаменты.
«На днях к нам приходила женщина, родившаяся ещё до войны, и сообщила, что жила здесь, – рассказал археолог. – По её словам, её родители купили этот дом в 1903 году, то есть это были дома дореволюционной постройки».
Площадь раскопа – примерно 1 000 м2. Работы идут с начала июня и завершатся примерно через неделю. Под руководством двух археологов исследованиями занимаются 15 человек – препараторов культурного слоя. За это время им удалось найти немало интересных вещей.
«Находок уже довольно много, – сообщил Андрей Божко. – У нас материал делится на массовый – это битая керамическая посуда, кости животных, гвозди и индивидуальные предметы – это различные изделия из железа, медных сплавов, кости, глины, стекла и т. д. Таких предметов уже почти полтысячи. Они довольно разнообразны: глиняные игрушки, свистульки, фрагменты статуэток, курительные трубки, подковы, ядра и фрагменты бомб, крест и монеты, в основном XVIII–XIX веков, пуговицы и т. д.»
Интерес археологов вызвала вырезанная из кости рукоятка ножа, на которой искусно изображены лев и конь. Она находилась в слое, который относится к XX веку, и пока сложно сказать, каким именно периодом её датировать. Не менее презентабельны многочисленные свистульки из глины, фрагмент игрушки в виде человека и часть керамической курительной трубки, в которую вставлялся деревянный мундштук.
«Все находки замечательны, но ручка ножа особенно порадовала, – заключил археолог. – Находки мы почистим и обработаем, сформируем отчёт, на основании которого управление госохраны объектов культурного наследия выдаст разрешение на строительство дома, а находки по итогам работы сдадим в музей».
Елена Байтингер