Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
18 мая 2018, 14:51
 Олег Гончаренко 6340

«Как в Европе». Почему органист Тимур Халиуллин ездит на велосипеде

В день всероссийской акции «На работу на велосипеде» «БелПресса» прокатилась с артистом от его дома до филармонии

«Как в Европе». Почему органист Тимур Халиуллин ездит на велосипеде Фото Олега Гончаренко
  • Олег Гончаренко
  • Статья

Не во фраке за клавиатурой органа, карильона или фортепиано, а среди тысяч белгородских велосипедистов его трудно узнать. На велосипеде-хардтейле, с рюкзаком за спиной, он ездит по городу: на работу, в магазины, по своим делам. Велосипед у музыканта – главный транспорт.

«Перед концертом я обычно приезжаю в филармонию заранее. Подъезжаю сбоку, паркуюсь внутри. Несколько раз опаздывал к концерту – проезжал на велосипеде через толпу слушателей прямо к главному входу, шёл через фойе. Многие меня не узнавали, выражали недовольство. Потом спрашивали: это, мол, были вы? Говорю им: нет, я был не я».

Когда в органном зале филармонии звучат Бах и Гендель, под инструментом прячется велосипед. Тимур паркует его где‑то там, внизу. Он переодевается и появляется на сцене, как и положено артисту. После концерта – вновь на байк.

Главное – знать правила

Путь Тимура на работу начинается с микрорайона Тальвег, в районе «Водстроя». Маршрут проходит по ул. Пирогова, Щорса – до «Родины». Затем по «стометровке» на Свято-Троицком бульваре, Соборной площади, Гражданскому проспекту до перекрёстка с ул. Белгородского полка. Там три квартала вверх – и филармония.

Артисту это нравится.

«Самое трудное на этом пути, пожалуй, только подъёмы. И если плохая погода. Я, вообще, езжу до первого снега, вот в этом году до середины января. А четыре-пять лет назад не было снега, ездил почти всю зиму. А бордюры на тротуарах меня не пугают, поскольку езжу по правилам: по краю проезжей части. Показываю руками знаки поворота, торможения», – рассказывает он.

Всё правильно: согласно п. 24.2 ПДД, взрослый велосипедист должен ехать по велодорожке, а если её нет – то по проезжей части. А по тротуару можно только тогда, когда нет даже автомобильной дороги.

Если гонять по правилам, в Белгороде вариант с проезжей частью самый частый. На втором месте – езда по пешеходным зонам, паркам в центре города. Специализированная велоинфраструктура в городе пока отсутствует.

По факту все гоняют где угодно.

«Главное – ездить предсказуемо для всех водителей и пешеходов. Предупреждать о намерениях, не совершать на дороге резких действий. Тогда всё будет хорошо», – уверен Тимур.

 

С первой зарплаты

Кто‑то с первой получки идёт в ресторан. Студент Халиуллин приобрёл велосипед – первый.

«Я тогда учился в питерской консерватории на первом курсе. Это был классический «ашан-байк» из большого продуктового супермаркета. Дешёвый агрегат, на котором ничего нормально не работало. На нём я ездил всю свою консерваторскую жизнь в Петербурге. Сейчас он у меня на родине, в Ижевске, папа ездит на нём в гараж».

Новый GT Avalanche 2011 г. в. появился у Тимура с переездом в Белгород. Серьёзный, «взрослый» байк удовлетворяет всем запросам активного велолюбителя и при должном уходе прослужит всю жизнь. Тимур ухаживает за ним сам, а за сложным обслуживанием едет в веломастерскую по месту покупки.

«Раз в пару месяцев делаю чистку и смазку. Могу поменять камеру. А клеить как‑то не научился. Дома много пробитых камер, их можно легко починить. Но я всегда вожу с собой в рюкзаке новую».

По траве и песку

На роликовых коньках Тимур Халиуллин если не профессионал, то близок к нему. Проблема роллеров и скейтбордистов с повсеместной белгородской тротуарной плиткой для него не проблема. Он ездит так же манёвренно, как на ровном асфальте. Выполняет элементы спортивного слалома.

«На роликах я катаюсь абсолютно по всем поверхностям. Я научился шагать по траве. Ходить пешком по песку. Запрыгивать на бордюры, спрыгивать со ступенек, ездить задом, боком, тормозить в любых позициях».

Если повезёт, в городе можно встретить Тимура на роликах в компании велосипедистов. Или в компании с собакой: он выгуливает её на роликах от Сити-Молла до аэропорта.

«Мой джек-рассел-терьер приучен к скоростям и расстояниям. Он у меня беговой, не утомляется. А ещё я самокат купил. Но он оказался с браком: треснул заводской сварной шов. У меня его без разговоров приняли назад, вернули деньги. Я взамен купил палатку. Езжу с ней на велосипеде на рыбалку. Однако самоката жаль: на нём удобно было ездить в филармонии, у нас внутри большие расстояния».

Рыбачить, по словам Тимура, хорошо на Северском Донце: много хороших мест. Неплохо стало в городе на реке Гостёнке, в районе спорткомплекса Хоркиной. Если подальше – это Белгородское море, район Карнауховки.

«Только не могу найти багажник на свою модель велосипеда, чтобы возить на нём вещи, палатку. Приходится возить их на спине, а это неудобно».

 

Не хуже, чем в Граце

Питер, по словам Тимура, город очень ровный. Нет больших перепадов высот, как в Белгороде. От общежития до консерватории и назад студент Халиуллин легко ездил 24 км почти каждый день.

Но он подчёркивает: холмистый Белгород для велосипедистов вообще не труден. Здесь ситуация великолепная в сравнении с его родным Ижевском, где обочины дорог плачевны.

«Я вам больше скажу. Взять одну из европейских велостолиц, австрийский Грац. Там все ездят. Но там такие перепады и горы, что можно убиться. Колёса на крутых спусках скользят по мостовой. И никто не жалуется».

В Белгороде масса возможностей для обустройства велоинфраструктуры, считает Тимур.

Вопросы безопасности

«Шлем у меня не так удобно сидит на голове, в нём неудобно в очках. Знаю, что это рискованно, но так езжу. Директор филармонии всегда меня ругает. Когда‑то поклонники на один из концертов карильонной музыки принесли в подарок шлем. Дарят подарочные карты спортивных магазинов на велоперчатки и другую защитную экипировку. Я купил перчатки. Но в них сейчас жарко».

Директор филармонии Светлана Боруха искренне переживает за сотрудников. Обеспечила им возможность парковать велосипеды. Она сама катается: в прогулочном режиме на площади за музеем-диорамой Светлана Юрьевна поддерживает себя в форме.

Подземный переход возле центрального рынка, по словам органиста, «совершенно ужасный» и подлежит ликвидации. Спускаться в него с велосипедом, вещами, колясками очень неудобно.

«Народ поддаётся на провокации нарушать правила, без перехода лезет под машины. Что часто делаю и я».

В основном Тимур ездит на велосипеде один. В своём темпе, по своим маршрутам, со своими мыслями. Так ему удобнее. Хотя друзья и коллеги тоже катаются. С виолончелистом Олегом Шейна они купили одинаковые велосипеды в один день.

А филармонический художник по свету Андрей Жигалов даже увлёкся велоспортом – приобрёл шоссейный байк для скоростной езды по трассам.

«Я пробовал, но спина на таком устаёт. Мой выбор – велотуризм. Скорость, как и расстояние, не самое главное».

Несколько раз Халиуллин ездил по харьковской трассе до украинской границы, чтобы проверить: выдержит ли? Оказалось – реально.

«Ну а по городу езжу везде. Само собой, на работу. Ездил на процедуры в больницу. В магазин за покупками, в бассейн, фитнес-центр».

 

«Езжу и не замечаю»

«В городе я использую велосипед буквально как транспорт. Ездить на нём настолько стало обычным и естественным – я даже иногда не замечаю, как я приехал. В Белгороде я, как в Европе, себя чувствую: даже если дождь, то в городе чисто, не страшно забрызгаться сильно, и дождь быстро сохнет на плитке. Это мне напоминает три велостолицы Европы: Амстердам, Грац и Мюнстер».

Белгородская манера выключать в полночь уличное освещение, по его словам, уже не напоминает Европу. На руле у Тимура – фонарь для вечерней езды. После концертов он часто выручает.

Случаются конфликты с водителями и пешеходами. Из автомобилей бывают слышны неевропейская ругань и оскорбления.

«Пару раз меня сбивали не по моей вине. Как‑то автомобиль подрезал меня. Возможности остановиться не было, я врезался в него, поцарапал. Он начал ругаться, но сзади автомобилисты заступились за меня. Сказали, что видели ситуацию и сняли на регистраторы, так что если все здоровы, то лучше нам разъехаться».

Но это было два года назад. Сегодня на дорогах не в пример спокойнее.

Педалируя по жизни

Повышение физической выносливости – не единственный оздоровительный аспект педального образа жизни.

«У меня всю жизнь был пролапс митрального клапана I степени. Недавно после УЗИ сердца мне сказали, что, возможно, из‑за спорта – велосипеда, плавания – клапаны подтянулись, соединительная ткань укрепилась и пролапса больше нет».

Спорт помогает играть на органе. Органисты ведут сидячую жизнь. При этом их руки на клавишах и ноги на педалях должны работать активно и виртуозно. Неподвижна лишь пятая точка, а всё остальное в движении.

Орган, по словам Тимура, – инструмент почти спортивный. Как никакой другой музыкант, органист обязан быть выносливым, цепким, юрким. Эффективное педалирование (это официальный спортивный термин) на велосипеде обеспечивает не менее эффективное педалирование в органном зале филармонии.

«Я работал над диссертацией по теме «Педальное соло как особое средство выразительности в органной музыке». И сам сочинил несколько произведений и переложений для педали соло, довольно виртуозных. У меня есть и «Полёт шмеля», и «Токката для педалей соло», которые играются ногами. Это моя фишка, для России уникальная. Возможно, не прямо из‑за велосипеда и роликов. Но точно не без их участия!»


Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×