Дисклеймер
Бой мы моделировали в компьютерном классе World of Tanks музея «Третье ратное поле России». Класс несколько лет назад оборудовала в Прохоровке компания Wargaming – разработчик танкового симулятора.
Сразу оговоримся: мы не ставим знак равенства между компьютерной игрой и сражением, унёсшим тысячи жизней. Геймер, щёлкающий мышкой перед монитором, ничем не рискует. Цена ошибки механика-водителя, сидящего за рычагами в тесной и душной бронемашине, – жизнь. Наш эксперимент – просто попытка посмотреть на эту страницу нашей истории с нового ракурса, который открылся благодаря современным технологиям.
Мир танков
Белорусская компания Wargaming презентовала игру World of Tanks в 2011 году. У симулятора миллионы поклонников по всему миру. World of Tanks не раз попадал в Книгу рекордов Гиннесса: например, в январе 2013 года на одном из серверов одновременно находилось 200 тысяч игроков. Жанр разработчики определяют как MMO-Action – многопользовательский аркадный танковый симулятор в реальном времени с элементами ролевой игры, шутера и стратегии. С 2012 года World of Tanks входит в состав дисциплин крупнейших киберспортивных соревнований мира.
Каждый игрок в онлайн-режиме управляет одним танком. Команды подбираются случайным образом и состоят из 15 боевых машин с каждой стороны. Сражения проходят по различным сценариям, но каждое из них можно выиграть, уничтожив противников. Игровая система включает несколько десятков танков разных стран: СССР, Германии, США, Великобритании, Китая, Японии и других. Начиная игру с машины первого уровня, «танкист» может получать всё более прокачанные машины, у которых мощнее пушка, толще броня, выше скорость. Всего в игре десять уровней.
Разработчики уделили большое внимание не только внешнему соответствию виртуальных танков реальным, но и тактико-техническим особенностям. Сложная модель повреждений в игре учитывает скорость снаряда, характеристики его боевой части (осколочно-фугасный или бронебойный), угол встречи с бронелистом, калибр орудия, тип и толщину брони и массу других факторов. Повреждённый двигатель лишает танк возможности ехать, а пробитый бак увеличивает риск пожара.
Виртуальная Прохоровка
Сражения в World of Tanks проходят на виртуальных полигонах размерами километр на километр (если перенести их в реальный мир). Одной из первых в игре появилась карта «Прохоровка». По словам Генриха Кравцова, который в компании Wargaming создавал первые карты для игры, перед командой разработчиков не стояла задача добиться стопроцентного соответствия реальному рельефу:
«Из реальности мы пытались взять общую атмосферу местности, а ландшафт и расположение объектов делали исключительно исходя из нужд геймплея, как мы его на тот момент понимали. Так что, кроме названия, никакой особой связи с настоящей Прохоровкой нет».
Но даже при беглом взгляде на игровую карту директор Государственного архива новейшей истории Белгородской области Юрий Коннов отметил, что сходство всё‑таки есть. Историк обратил внимание и на некое подобие извилистой реки Псёл, и на холм, прообразом которого в реальности была высота 252.2, и на глубокий ров, в котором забуксовали советские танки при наступлении. Есть в виртуальной Прохоровке и аналог совхоза «Октябрьский», и делящая карту напополам железнодорожная насыпь, вдоль которой 75 лет назад наступал 29-й танковый корпус генерала Ивана Кириченко. По словам Коннова, о топографической точности речь, конечно, не идёт, но основные элементы ландшафта местности, где происходило сражение, присутствуют.
Сколько вешать в граммах?
Перед началом эксперимента мы навели справки и о количественном составе противоборствующих сил. Историки до сих пор спорят, сколько же танков с обеих сторон участвовало в бою под Прохоровкой. Одни говорят о 1 500 машинах, ссылаясь на отчёты штаба 5-й гвардейской танковой армии за июль 1943 года. Другие со ссылкой на рассекреченные документы и архивы немецких частей того периода заявляют о тысяче танков с обеих сторон.
«Разобраться в этом крайне трудно, – объясняет Коннов. – В 1943 году советские танковые части проходили переформирование, поэтому возникает путаница при подсчётах. Сложно выяснить и реальные цифры потерь: наши командиры писали отчёты о боях лишь в начале августа, то есть не по горячим следам. Ещё один момент: поскольку поле боя осталось за немцами, они эвакуировали свои машины, а советские танки, не подлежащие ремонту, просто взорвали. Из‑за бюрократии в армии немецкий танк, подбитый 12 июля, вермахт мог списать аж в начале августа. Вот и получается, что советская сторона безвозвратно потеряла более 300 танков, а немцы, по некоторым источникам, – несколько десятков. Понятно, что в реальности всё было иначе».
Дискуссии на эту тему оставим специализированным форумам. Нашей же задачей было понять, как соотносились силы сторон, какая техника была на вооружении Красной армии и вермахта под Прохоровкой и… как всё это раскинуть на семь компьютеров, которые были в нашем распоряжении. В итоге пришли к соотношению четыре советских танка против трёх немецких.
А «тигр»‑то не настоящий!
Основу советского бронетанкового «кулака» составляли лёгкие танки Т-70, средние Т-34 с 76-миллиметровой пушкой и тяжёлые английские танки Mk IV «Черчилль III». У немцев, вопреки стереотипам, под Прохоровкой не было ни «пантер», ни тяжёлых самоходок «фердинанд»: главной силой были средние танки Pz. III и Pz. IV. В бою участвовали и танки Pz. VI «тигр», правда, их было немного, да и в пылу боя отличить «тигр» от модифицированных средних танков было сложно.
«Наши танкисты и артиллеристы часто принимали за «тигр» танк Pz. IV с экранированными бортами и башней, – поясняет Юрий Коннов. – Немцы нередко обматывали «четвёрки» колючей проволокой, чтобы вражеская пехота не могла взобраться на танк. Такие истории не редкость: на орловском направлении, например, тихоходные «фердинанды», прорвавшись вглубь нашей обороны, оказались отрезанными от своей пехоты. Броня у них была толстая, но пулемётов у этих самоходок не было. Поняв это, наши пехотинцы забрались к ним на броню и закрыли смотровые приборы шинелями. Так Красная армия «отжала» несколько новейших немецких самоходок».
Лёгкий танк – лёгкая добыча
«Да, парни, всё не так просто, как нам казалось, – встречают нас сотрудники прохоровского музея. – Мы перед вашим приездом попробовали поиграть тридцатьчетвёрками против немцев – туговато. А против «тигров» так вообще шансов нет».
В компьютерном классе музея можно самому выбрать карту и сформировать команды в том порядке, в котором необходимо. Перед началом боя мы в общих чертах обсудили условия и тактику. Сошлись на том, что три тридцатьчетвёрки и один Т-70 будут наступать, а два Pz. IV и один Pz. III – обороняться. Собственно, как и было в июле 1943-го. «Тигр» пока решили в бой не вводить.
Первый бой лоб в лоб закончился печально для советских танкистов. Немцы раньше обнаружили противника и открыли огонь с большой дистанции. Первой жертвой фашистов стал лёгкий Т-70 – буквально пары выстрелов хватило, чтобы он запылал.
«Лёгкий Т-70 – это танк разведки, связи и сопровождения пехоты. Их нельзя было использовать в лоб против средних танков, – комментирует результаты виртуального боя Юрий Коннов и тут же приводит исторические данные: – 170-я танковая бригада, вооружённая танками Т-70, наступала в первом эшелоне. Лёгкие танки были уничтожены немцами за считанные минуты».
Тридцатьчетвёрки бились дольше, ухитрившись поджечь одного из противников. Но в итоге бой проиграли.
«Никакой танковой лавы не было»
«Да, непросто было нашим дедам и прадедам», – задумчиво говорит один из «танкистов», загружая новый бой.
В этот раз решаем идти не в лоб, а маневрировать, используя рельеф местности. Т-70 меняем на тяжёлый «Черчилль».
«Давайте, парни, теперь аккуратно, а не лихим кавалерийским наскоком», – координирует действия командир тридцатьчетвёрки.
«А никакого наскока, никакой танковой лавы, как в фильме «Освобождение», и не было, – снова подключается Коннов. – Дело в том, что июль – месяц жаркий и дождливый: каждую ночь шли ливни, всё размывало, и утром даже танкам было тяжело пробираться по грязи. Они были вынуждены небольшими группами переправляться через труднопроходимые участки, накапливаться в низинах и оттуда уже идти в атаку. Подчёркиваю: не всем подразделением, а именно группами. Если бы наши танковым «кулаком» ударили противника в лоб, тот конечно, не удержался бы на позициях. А так немцы методично, словно в тире, расстреливали появляющиеся группами из‑за укрытия советские танки. Отсюда и такие потери».
Однако на этот раз танки со звёздами на башнях одолели немцев. Неплохо проявил себя и англичанин «Черчилль», броня которого сдержала большинство попаданий немецких орудий.
Один против шести
Против «тигра» решили биться вшестером – уж слишком грозной была немецкая машина. Фашист издалека начал расстреливать наши танки, однако, увлёкшись боем, не заметил Т-34, зашедший сзади. Пока «тигр» пытался довернуть башню в сторону тридцатьчетвёрки, одна из наших машин разогналась и ударила немца в борт: совершила тот самый танковый таран, который увековечен в скульптуре возле музея. К слову, таран закончился печально для тридцатьчетвёрки: сказалась разница в массе – 30 тонн против 57. Советский танк вспыхнул, но досталось и немцу: сбитая гусеница лишила его возможности двигаться, и оставшиеся в живых тридцатьчетвёрки быстренько «разобрали» врага.
После боя против «тигра» советские «танкисты» разве что пот со лба не вытирали. Даже в игре это оказалось непросто, что уж говорить о войне. Легко налепить на машину наклейку «Можем повторить», только в бою повторить, начать заново, пересохраниться – не получится.
Тех, кому наш эксперимент показался интересным, а также экспертов, считающих, что советским «танкистам» не удалось с ходу победить немцев из‑за клешней вместо рук (в игре игроков-неудачников называют раками), мы приглашаем в класс World of Tanks музея «Третье ратное поле России». Час игры обойдётся взрослому в 150 рублей, студенту, учащемуся или школьнику – в 70. Как говорится, рычаги вам в руки!
Редакция благодарит за помощь администрацию музея «Третье ратное поле России», а также директора Государственного архива новейшей истории Белгородской области Юрия Коннова за консультации и комментарии.