Но не всегда у мам и пап получается договориться между собой.
Почему это актуально
По словам уполномоченного по правам ребёнка в Белгородской области Галины Пятых, к ней всё чаще обращаются с вопросом, с кем будут жить после развода дети и как с ними общаться второму родителю. В 2016 году было 45 таких обращений, в 2017-м – уже 90.
«В 2017 году из‑за ситуации в семье в нашем центре диагностировали эмоциональное состояние 42 детей – в основном дошкольного и младшего школьного возраста. Это время кризиса семьи. К сожалению, развод чаще происходит на третьем, пятом, седьмом году семейной жизни, или когда ребёнок переживает подростковый возраст», – рассказала Екатерина Викторова.
Чем грозит развод ребёнку
Перед началом бракоразводного процесса родителям не мешает представить, чем он обернётся для детей.
«Развод – это разрушение среды естественного и гармоничного развития ребёнка, – говорит Екатерина Викторова. – У него могут появиться чувство вины, чувство неполноценности, психотравма. Потом эти ситуации дети переносят в свою взрослую жизнь и действуют по тому же самому алгоритму. Если есть негативный пример, то рано или поздно человек к нему обратится.
Например, девушка думает: «У моей матери получилось запретить отцу общаться с детьми. И я запрещу». Дети поломаны не просто на уровне психики, но и на уровне здоровья. Чаще всего ребята, которые поступают к нам с проблемой энуреза, являются детьми развода. Даже если они живут в новой семье».
Почему нужно учиться договариваться
К самым сложным и эмоциональным судебным делам привлекают психологов. Они ведут психодиагностику детей и родителей. Составляют справку, которую учитывает судья, когда решает, с кем лучше остаться ребёнку.
«Мы должны помочь прийти к мировому соглашению и к такому решению, от которого будет хорошо ребёнку, – говорит психолог регионального управления судебного департамента Екатерина Кошелева. – Сегодня мамы и папы не умеют договариваться, проговаривать свои проблемы. Порой элементарный вопрос их ставит в тупик: человек может не знать, какие интересы у ребёнка. Зачастую родители манипулируют детьми. Это очень страшно.
К нам приходят люди разного социального уровня. Бывает, человек занимает определённую должность, достиг положения в обществе, понимает, о чём идёт речь, но делает такой поступок, от которого ребёнок страдает и получает психологическую травму. Мы можем объяснить, что родители делают не так. И порой они начинают принимать наши советы. Но есть семьи без моральных ценностей, с которыми невозможно договориться».
Если дошло до суда
Ведущий специалист регионального УФССП Юлия Ушатова советует родителям и другим родственникам проследить за тем, чтобы в судебном решении были тщательно прописаны все нюансы. Иначе могут возникнуть конфликтные ситуации.
«Отцу надо было предоставить беспрепятственное общение с ребёнком, который живёт с матерью. В решении суда указано время. Отец живёт в Алексеевке, мать – в Чернянке. Он считает, что мать должна привезти ему ребёнка, хотя в решении суда это не указано. Отец пишет жалобу, но мать привлечь к ответственности нельзя, ведь она не препятствует общению. Или же бабушка хочет общаться с внуками, а они живут с невесткой. В решении суда сказано: предоставить общение в определённую дату и определённое время. Но в это время идут уроки, и бабушка пишет жалобу», – привела примеры Юлия Ушатова.
Всего этого можно избежать, когда родители и родственники идут навстречу друг другу и могут перенести время общения просто по взаимной договорённости.
Он не хочет
Не стоит упорно пытаться пообщаться с ребёнком, если он сам против этого.
«По суду решался вопрос о посещении ребёнком бабушки, – рассказывает Екатерина Викторова. – Каждую субботу папа со склонённой головой в нужное время одевает девочку, ведёт к бабушке. Она не хочет идти. Бабушка начинает жаловаться, что ребёнок не хочет приходить, но должна задать вопрос себе: почему девочка, потерявшая маму, не хочет с ней общаться? Ведь это близкий человек, женское начало, которого ей не хватает. Со стороны суда всё правильно, и работа приставов выполняется, но ребёнку плохо в этой ситуации. В этом случае надо работать со всеми членами семьи».
Георгий Власенко, клирик Спасо-Преображенского собора Белгорода:
«Много лет я проработал в православной гимназии, поэтому тема развода для меня не нова. Я знаю, как дети кричат от боли. Они любят обоих родителей. Они готовы в этот момент простить родителям всё. И в эти моменты зачастую ребёнок мудрее взрослых. У детей появляется жуткое чувство вины, когда мама с папой расходятся. Ребёнок думает: «Я виноват». Он очень часто воспринимает себя через призму того, как к нему относятся родители: если у мамы плохое настроение, то это потому что я плохой».
Когда я крещу детей, задаю родителям вопросы: «Вы хотите, чтобы ваш ребёнок был счастливым? Что вы для это сделаете?» Как правило, слышу два ответа: «Надо дать высшее образование» или «Дать всё». Я даю супругам ориентир – стремитесь к тому, чтобы вы были счастливы друг с другом. И добавляю: «Не ставьте на первое место жизнь ради ребёнка».
«Возлюби ближнего своего как самого себя». Я всегда перефразирую эту заповедь: научись любить себя, чтобы ты был в состоянии любить кого‑то другого. Задаю людям, приходящим ко мне, вопрос: «Вы себя любите?» Причём чаще задаю его женщинам. Почему? Все мы прекрасно знаем, как часто женщина привыкает ставить себя на последнее место в семье. Пусть будет хорошо мужу, хорошо детям, а я потом как‑нибудь. Человек, который позиционирует себя как избавитель других от их проблем, всегда остаётся жертвой. Его не будут любить и уважать даже собственные дети. Часто чья‑нибудь мама приходила ко мне и спрашивала: «Батюшка, как мне помочь ребёнку?» Тут ответ один – помогите себе. Тогда вы будете в состоянии помочь своим детям».