Нет настоящей цели
Почему люди бедные – вопрос многогранный. Кто‑то беден потому, что в селе, где он живёт, нет никакой работы, кто‑то перебивается копеечными подработками, не имея образования и профессии, кто‑то пьёт. А люди творческие порой принимают бедность как философию: художник должен быть голодным.
Все их усилия сосредоточены лишь на том, чтобы дотянуть до следующей зарплаты, шабашки, пенсии, купить дешёвой еды и найти дешёвые ботинки. Бедный уже решил, кто виноват: государство, подлый работодатель, жадный хозяин съёмной комнаты – все, кроме него самого. И это первый симптом того, что бедность зашла гораздо дальше пустого холодильника и дырявых носков, она проникла в самосознание и затянула в своё болото.
«Я считаю, что бедность зависит от наличия или отсутствия у человека настоящей цели в долгосрочной перспективе и его собственного отношения к ситуации, в которой он оказался, – рассуждает Борис Тхориков. – Кто‑то уходит в пьянство, чтобы забыться. Кто‑то смиряется и приспосабливается – таких большинство. И лишь третьи, это редкий случай, сопротивляются и что‑то предпринимают».
У всех уже айфоны…
А многих загоняет в ловушку бедности желание не отстать от более состоятельных друзей, козырнуть перед родственниками, заявить всем: «Я успешен».
Был у меня сосед на красной «Мазде-3». Его красавица за 700 тыс. рублей полгода каждый вечер дразнила меня под окнами, а потом исчезла. Продал? Нет. У соседа двое детей и неработающая жена. Перебивался случайными заработками, а за дорогой кредитный автомобиль платила мама из своей скромной зарплаты. Пошли просрочки, за ними – коллекторы, и в конце концов машину забрали.
У знакомой дочка-старшеклассница истерила полгода, чтобы родители купили айфон. Да не реплику китайскую, а оригинал, потому что «у всех уже айфоны, а я как нищенка». Для её семьи телефон за 40 тыс. – серьёзная трата. Взяли в рассрочку.
Знакомого продавца из «Эльдорадо» эта история не удивила. Он рассказал, что основной покупатель таких телефонов как раз люди, живущие от зарплаты до зарплаты, студенты, которые экономят родительские переводы и сидят на «Дошираке». Ради того чтобы покрасоваться «яблоком» перед коллегами, люди лезут в «беспроцентные кредиты» под 50 % годовых. И дело не в айфоне вовсе, а в причастности к той красивой жизни, с которой ассоциирует его реклама.
«Очень склонны к подобным поступкам те, кто не умеет управлять своими эмоциями: купил айфон в кредит, ну и что, зато как кайфово на душе, что вот он – в руке. Ими управляет не рациональный блок, а эмоциональное подсознание. И маркетинг этим пользуется», – считает Борис Тхориков.
Задача маркетолога – упростить процесс покупки: убрать очередь, в которой человек мог бы подумать, лишние бумажки и справки при оформлении кредита. Дорога к товару должна быть максимально открыта, чтобы через 10 минут человек, не задумываясь, вышел из магазина с новым телефоном и новым кредитом.
«Ни продавец, ни директор магазина никому не скажут: «Это тебе не по карману», – говорит Борис Тхориков. – Они продают товар, и думать, что с человеком будет дальше, не их задача, ведь в конце концов каждый сам принимает решение, купить или нет». Покупая сегодня то, что ему не по карману, завтра человек берёт в займы до зарплаты и вязнет в ловушке бедности ещё прочнее.
Импульсивные покупки
Дешёвые еда и лекарства, вещи только по необходимости, но денег больше не становится. Всё логично, их и не будет.
Дешёвая техника быстро ломается, одежда растягивается, обувь промокает, лекарства не помогают. В итоге – новые траты на то же самое.
Когда это продолжается из года в год, в какой‑то момент человеку сносит крышу, и его засасывает водоворот спонтанных покупок: «Да что ж я, наконец, не могу себе позволить?!»
«Это называется феноменом импульсивных покупок. На то они и импульсивные, что не поддаются рациональному объяснению. Человеком управляют эмоции: кто‑то заедает проблемы дорогим шоколадом, кто‑то покупает десятую пару туфель, очередную сумочку. Я сам однажды купил дорогой телевизор в кредит, ну вот так мне тогда захотелось», – продолжает Тхориков. Как результат – в бюджете очередная брешь, в сумке ненужный товар, а завтра снова в «займы до зарплаты».
Бедным только кажется, что они экономят. На этом стереотипе стояли и будут стоять все успешные торговые сети. Товары дня, два по цене одного, бесплатные дегустации, жёлтые ценники, акции, мелочовка у касс, сопутствующие товары, наклейки в кассе и подарки – этими приёмами стимулируют импульсивные покупки, которые приносят магазинам существенный процент к товарообороту.
Приложить усилия
В России для малоимущих есть разные льготы и пособия. Но у нас иная психология, чем в США и Западной Европе. Там люди рациональные, а у нас большинство живёт эмоциями. Если нашему малоимущему дать пособие не 9 тыс., а 90 тыс. рублей, то через какое‑то время всё равно появятся малоимущие и будет много неудовлетворённых жизнью людей.
«Поэтому я считаю, что государство не должно осчастливливать пособиями, оно должно создавать условия, чтобы человек самореализовался. И у нас в стране они есть, – говорит Борис Тхориков. – Бесплатно можно получить медпомощь, можно учиться в колледже или вузе, а для этого нужно хорошо учиться в школе. Другое дело, кто и как этими условиями воспользуется, захочет ли сам человек поставить себе цель вырваться из бедности и приложить к этому все усилия».