Не по сценарию
У меня слово «завещание» ассоциируется с кинематографом. Вспоминается английский фильм, где родственники с нетерпением ждут оглашения воли покойного. Играет трагическая музыка, интрига, нотариус открывает заветный конверт…
В российской действительности такая сцена невозможна в принципе.
«Торжественное оглашение завещания нотариус не проводит, поскольку такая процедура не предусмотрена законом, – рассказывает президент Белгородской нотариальной палаты Ирина Суязова. – Бывает, что родственники даже не знают о том, что умерший оставил завещание. Если же оно всё‑таки существует, то встаёт вопрос, где искать документ».
Если в доме умершего его нет, то нужно обратиться к любому нотариусу. Тот по единой инфобазе установит нотариальную контору, в архиве которой хранится второй экземпляр. Кстати, это может быть не ближайший к дому офис: по закону россияне могут оформлять завещания в любой нотариальной конторе, независимо от места проживания.
Не надо Санта-Барбары
Я знаю немало историй завещательных разбирательств, которые по накалу страстей и трагичности не уступали зарубежным сериалам.
«Мама умерла, когда мы были уже взрослыми, жили отдельно, – вспоминает староосколец Василий Н. – Я и сестра отказались от доли матери в пользу папы, чтобы не бегать с документами. Отец женился второй раз. Потом внезапно заболел, слёг, а через два дня умер. Оказалось, что к постели больного приходил нотариус и составил завещание на квартиру в пользу мачехи. Мы остались, что называется, у разбитого корыта. Полтора года провели в судах. В конце концов свои доли получили. Но сколько нервов ушло».
Эта история – лучшая иллюстрация к комментарию Ирины Суязовой о том, что завещание, составленное нотариусом на дому, вызывает много вопросов.
«Существует такое понятие, как порок воли. Оно применяется, когда завещатель зависел от тех, кто за ним ухаживал. Как правило, это тяжелобольной, лежачий человек, который сам не мог дойти до нотариальной конторы, – объясняет Ирина Викторовна. – Вероятно, он принимал какие‑то препараты, возможно психотропные. И суд при наличии таких фактов, скорее всего, решит, что завещание недействительно».
По мнению Ирины, если вы надумали узаконить свою волю, то лучше самостоятельно прийти в контору нотариуса, чтобы никто из наследников не мог усомниться в том, что вы действительно находились в здравом уме и твёрдой памяти. А тому, кто решил обойти остальных претендентов на наследство, пригласив нотариуса к постели умирающей бабушки, надо задуматься, стоит ли игра свеч.
Это касается и завещаний, написанных в больнице.
«Составление завещания – серьёзное нотариальное действие. Если документ составил не юрист, а уполномоченное на совершение нотариальных действий лицо: врач, работник сельской администрации, командир экспедиции и т. д., – не исключена возможность ошибки. Кроме того, завещание должно быть зарегистрировано в специальном реестре. Если это не сделано, документ также признают недействительным», – рассказывает президент нотариальной палаты.
Выход из положения
Завещания пишут не только из соображений справедливости.
Случается, что в документах фамилии и имена родственников не совпадают. И тогда проще составить завещание, чем доказывать потом своё родство в судах.
Или нажили супруги дом, квартиру, машину, дачу и двоих детей. Решают оставить по завещанию одному ребёнку – дом, другому – квартиру и так далее. Так наследники избегут впоследствии лишних расходов и бумажной волокиты.
Часто один из родителей завещает отпрыску жильё, но и одновременно страхует другого родителя, записав, что жена (муж) должны остаться жить в доме до смерти.
Существует такой вид завещательного распоряжения, как возложение. Касается оно всегда общественно полезной цели.
«Например, человек собрал ценную коллекцию минералов, значков или книг, но не хочет расставаться с нею при жизни и обязует наследника передать её музею или библиотеке», – разъясняет Ирина Суязова.
Домик – кошечке
Узнав, что у меня встреча с нотариусом, несколько человек попросили узнать, можно ли завещать квартиры домашним питомцам – кошкам и собакам. За рубежом такие примеры уже никого не удивляют.
«Завещать имущество можно родственникам, посторонним и юридическим лицам, иностранным гражданам и даже государству. Как видите, животных в этом списке нет, – не удивляется вопросу Ирина Викторовна, поясняя, что посетители нотариальных контор, хоть и редко, но действительно этим интересуются. – Теоретически в завещании можно назначить лицо, которое будет ухаживать за животным после смерти хозяина».
Разумеется, исполнителя такой воли нужно как‑то мотивировать и оставить круглую сумму на содержание животного. Но нотариус не случайно делает акцент на слове «теоретически»: кто будет следить за тем, как кормит и заботится о животном избранник завещателя? Нет у нас такой практики, хотя в юриспруденции есть понятие «душеприказчик» (по Гражданскому кодексу – исполнитель завещания). Пока практика исполнителей завещания не сформирована, вообще трудно отследить, насколько точно наследники выполнили любую волю покойного.
Поэтому в кошачьем вопросе специалисты советуют более реалистичный путь: заранее пристроить питомца в добрые руки. Или взять с наследников «страшную клятву», что четвероногий друг не окажется на улице.
Никому и ничего
В целом белгородцы не очень‑то упражняются в оригинальности завещаний. Самым необычным из последних было пожелание оставить всё своё добро Донецкой Народной Республике. Оно оказалось априори несостоятельным, поскольку такого государства не существует.
Редко, но всё же встречаются завещания по типу «Никому и ничего». Нетрудно предположить, что их авторы страшно обиделись на своё окружение.
Вообще эмоции – плохие советчики при составлении завещания или его отмене. Наверняка вы слышали истории, как после скандала завещание оказывается в мусорной корзине.
«Просто порвать документ недостаточно. Любое завещание обязательно составляется в двух экземплярах. Первый отдаётся наследодателю на руки, второй остаётся на хранении в архиве нотариуса. Если вы хотите отменить завещание, нужно обязательно прийти в нотариальную контору и написать соответствующее распоряжение или составить новое завещание», – поясняет Ирина Викторовна, уточняя, что объяснять причины изменений никому не надо и согласие наследников при этом тоже не требуется.
Дело совести
Завещательные традиции каждого народа тесно связаны с его менталитетом. И некоторое пренебрежение к документам у россиян всё‑таки исходит из опыта, что если отношениями между наследниками управляет алчность, то никакая самая надёжная виза на самом красивом документе не избавит их от конфликта.
Потому испокон веку в России существовали незадокументированные обязательства: обещание человеку, лежащему на смертном одре, клятва на иконе. Их невыполнение считалось страшным грехом.
И сегодня делают духовные завещания. Касаются они распоряжений о месте захоронения, порядке проведения траурной церемонии, раздела и передачи имущества, других вещей.
«Если мы любили человека, уважали, нам важно исполнить его последнюю просьбу, какая бы она ни была. Но будет она исполнена или нет, остаётся на совести родственников, – считает старший священник Борисовского Богородице-Тихвинского женского монастыря, игумен Иннокентий. – Духовные завещания старцев, к примеру, стараются исполнять в точности их духовные чада».