Подножный корм
Мел используют в разных сферах – от промышленности до медицины. А вот для некоторых людей это еда, которую они с удовольствием грызут. Кто‑то начинает ещё со школьной скамьи, а кто‑то в уже сознательном возрасте.
«В детстве я ковыряла дома побеленные стены, потом таскала мел в школе – он там был самый вкусный. Не то, что теперь – прессованный, с известью, – поделилась белгородка Нинель. – Сейчас мел беру в собственном магазине: я занимаюсь семенами и всякими другими штуками для сада и огорода. Этот мел строительный, он как порошок. Бывает, что ем его каждый день ложки по три. И объяснить, почему его хочется, не могу. Говорят, так бывает, когда организму не хватает кальция».
В Белгородской области огромные залежи мела – об этом говорят и названия населённых пунктов: Белгород, Беломестное, Меловое. Крейда и вовсе переводится с украинского как «мел». Мягкий белый известняк встречается в основном в юго-восточных, южных и юго-западных районах.
Белгородский мел вовсю заказывают через интернет-магазины. Например, на Amazon 200 г известняка продают за 15 долларов. Анастасия из Белгорода и зарабатывает на меле, и сама его ест:
«Когда мы с мужем приезжаем на гору, я смотрю, где мел лучше. Отрубаем подходящий кусок и сразу же его запаковываем, а когда приезжаем домой – обрабатываем: прокаливаем в духовке либо просушиваем на воздухе».
Белый бизнес
Продажей Настя начала заниматься недавно. Сначала прочитала форумы в Интернете, а потом решилась.
100 г мела она продаёт за 50 рублей, однако люди берут сразу несколько кг. Как утверждает девушка, в её базе клиентов около 100 человек.
«У меня есть клиенты, которые едят мел по 30 лет, начиная со школы. Я присоединилась к этому увлечению не так давно: три года назад. Мел содержит кальций, который очень полезен для нашего организма, ведь он основа костного строения. К тому же мел нормализует содержание железа в крови и очень хорошо влияет на зубную эмаль, предотвращая возникновение кариеса. А ещё он помогает людям, страдающим изжогой», – считает Анастасия.
Рускоязычные продавцы мела над названиями не заморачиваются. Упаковки называют по происхождению: Севрюковский, Новооскольский, Оренбургский, Волоконовский, Белгородский, Черниговский, Артёмовский, Краматорский и другие. По словам ценителей, вкус мела зависит от того, где его добыли. В Интернете даже есть ролики с рецептами, как и какие сорта мела лучше смешать в тарелке и как испечь меловые пирожные.
«Есть мягкий сливочный мел, который сразу растворяется во рту, превращаясь в кашицу, имеет запах бетона и штукатурки, – пояснила Настя. – Есть твёрдый мел с запахом дождя, который тяжело откусывается, а при разжёвывании превращается в крупиночку. Есть мел с вкраплениями глины – для гурманов. Он так и называется – глиномел».
Наш вкуснее
На своих форумах мелоеды пишут, что пиленый мел из Белгорода отличается от оренбургского структурой, цветом и твёрдостью: он мягче и тает во рту. Да и вообще славится большей популярностью у мелоежек, чем любой другой.
На YouTube около 6 тыс. роликов, где люди разного возраста дегустируют на камеру мел из Белгородской области, прикрывая лица. Необычное лакомство с каждым днём становится всё популярнее не столько среди русских, сколько среди американцев, европейцев и азиатов.
Кстати, мелоеды стыдятся говорить о своём пристрастии. Из 30 опрошенных, найденных на меловых форумах, нам ответили только двое.
«Я не понимаю, почему должно быть стыдно есть мел, если это то, что нам даёт природа. Люди стали есть мел издревле, когда ещё не было зубных паст, шампуня, лекарств. Наши предки использовали мел для этих целей и добавляли его в пищу. Именно поэтому наши бабушки и дедушки такие крепкие и выносливые», – считает Анастасия.
На разных сайтах, где продают мел, пишут почти одно и то же: «Только чистый природный мел, добытый в карьерах Белгородской области! Кусковой мел не подвергается никаким химическим обработкам, в отличие от промышленного и канцелярского!»
Однако что интересно: в Белгороде не выпускают пищевой мел, максимум – для комбикорма животных. На него нет никакого пищевого ГОСТа – его в России в принципе не существует. А на продукцию в Интернете нет сертификации. Поэтому остаётся только гадать, какие добавки используют продавцы в своём товаре.
Законный заработок?
С юридической точки зрения такой заработок законным не назовёшь.
«Земля и другие природные ресурсы находятся в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Мел – такой же ресурс, – пояснил представитель компании «Юрист Карамазов» Алексей Колесников. – И здесь важно знать, кому принадлежит меловой карьер. Если в частной собственности, то такая добыча мела будет являться хищением: если мела собрали больше чем на 2 тыс. рублей – это уголовная ответственность по ст. 158 УК РФ, если меньше – по ст. 7.27 КоАП».
Чаще всего меловые карьеры находятся в пользовании у государства, и к добыче мела и прочих природных ископаемых оно допускает только отдельных лиц. Это регламентирует ст. 11 Закона РФ «О недрах». В частности, в законе говорится о том, что пользование оформляется лицензией. И если без неё добывать мел, то привлекут к ответственности. По ст. 7.3 КоАП РФ за нарушение правил пользования недрами можно заплатить штраф от 3 тыс. до 5 тыс. рублей, на должностных лиц – от 800 тыс. – до 1 млн.
Кроме того, граждане, которые продают товары и не являются ни ИП, ни юрлицами, могут понести ответственность за незаконную деятельность и неуплату налогов с доходов.
Опасное увлечение
Заведующая центром общественного здоровья и семейной профилактики Людмила Кропанина предупреждает, что злоупотребление кальцием может привести к тяжелейшим нарушениям, образованию в организме камней и большим проблемам с почками:
«Кальций усваивается только в том случае, когда он попадает в организм с дополнительными способствующими веществами, а тот кальций, который у нас в карьерах, не оптимальный для усвоения. Риск нарушения обмена веществ будет 100 %.
Эта тема с мелом не сейчас появилась – она была актуальна всегда. Просто раньше любители мела не могли собраться в одном месте из‑за отсутствия Интернета. Людям, у которых есть потребность в употреблении мела, нужно обратиться к врачу. У них наверняка что‑то не сбалансировано: щитовидная железа, высокий стресс, избыточный вес или другое. Тот ажиотаж, который наблюдается с мелоедением, – это недостаточность информирования и дефицит медицинского влияния. Этим потребителям нужна другая терапия – и это никак не мел».