Миллионы людей начинают своё утро с просмотра новостей, проверки почты и сообщений в соцсетях. Я – не исключение. Едва протерев глаза, открываю «ВКонтакте», Instagram, Twitter и Telegram. Причём не то чтобы меня действительно интересовало, что изменилось за 7–8 часов моего сна, это скорее привычка, от которой не так просто избавиться. Ежедневно я в онлайне минимум 9–10 часов: работаю, общаюсь с друзьями, слушаю музыку, смотрю видео. И каждые полчаса обновляю ленту.
В преддверии дня без Интернета, который отмечают в последнее воскресенье января, решила проверить, смогу ли я продержаться сутки без гаджетов. Перед сном, в 12 ночи, я отключила Wi-Fi и сотовые данные, чтобы эксперимент наверняка длился 24 часа.
Привет, мир без Интернета
Проснувшись утром, машинально потянулась к телефону, но увидев непривычное «Нет доступа к сети…», ещё час лежала и думала, чем бы занять себя в выходной.
Телевизор не включишь – тоже работает через Интернет. Как вообще можно без него жить? А вдруг кто‑то выставил фотографию в Instagram или на стене под записью лайк поставил? Или важное сообщение на почту написал? И интересно, какая на улице погода: холоднее, чем вчера, или теплее?
Чтобы справиться с информационным голодом, я придумала себе программу на день: вымыть кухонный гарнитур, выбросить лишний хлам, постирать вещи и навести порядок в шкафу.
Когда я мыла полки холодильника, зазвонил телефон:
− Алло, Алёна? Всё утро тебе пишу в «ВКонтакте», потом только заметила, что ты офф со вчерашнего дня. Спишь что ли? – спросила подруга.
− Нет, не сплю. Что ты хотела? – ответила я.
− Хотела завтра вечером с тобой сходить куда‑нибудь. Ты почему в «ВК» не заходишь?
− Да у меня эксперимент сегодня: день без Интернета.
− Ну ты даёшь. И как тебе?
− Да вот сейчас до мытья холодильника добралась.
− Ого! Может и мне Интернет выключить? Я хоть что‑то делать начну, − пошутила она. – Ну ладно, занимайся своим холодильником, потом спишемся.
Спишемся. Но только завтра. А сегодня – эксперимент.
Справившись к трём часам дня с уборкой, стала думать, чем ещё себя занять. Коллеги уже дважды звали меня на квиз (командная интеллектуально-развлекательная игра – прим. авт.), но всё никак не получалось. Очередная игра как раз сегодня. Думаю, это именно то, что мне нужно. Там не будет желания потянуться к Интернету.
Собираясь, я по привычке снова полезла в телефон, чтобы включить музыку. Однако доступа нет, и одевалась я в тишине. Но это не плохо: так проще разложить мысли по полочкам, не отвлекаясь на информационный шум.
Спасибо, мир без Интернета
После квиза стало даже легче дышать − столько интересного узнала. Поразительно, сколько информации хранится в подсознании, и как вовремя она всплывает. Мы искали в закромах своей памяти названия песен и их исполнителей. По картинкам вспоминали фильмы, отгадывали ребусы и, отвечая на вопросы, по максимуму использовали логику, эрудицию и сообразительность.
По дороге домой я решила приготовить стратегический запас еды на следующую неделю. Последний раз я так делала год назад. Обычно вечер я трачу на шатание по просторам Интернета, а тут нужно себя чем‑то занять.
Спустя три часа на плите варился борщ, а в мультиварке (о которой я и думать забыла, но вспомнила во время уборки) готовилась гречка по‑купечески. И за рецептом в Интернет ходить не пришлось − всё было в книжке-инструкции от устройства. Удивительно, что не заметила её в комплекте, – настолько я стала невнимательна.
А чтобы день точно не прошёл зря, сделала перестановку в комнате. Давно хотела передвинуть кровать от холодной стены.
Один единственный день без Интернета дал мне колоссальный заряд энергии и желание действовать. А что будет, если устраивать такую разгрузку каждое воскресенье? Столько всего можно сделать!
Например, встретиться с друзьями и не «залипать» при любой подвернувшейся возможности в телефон, съездить в гости к родителям, почитать книгу, сходить в театр, кафе, погулять в парке, покататься на лыжах – благо, снега уже достаточно. Можно отправиться на экскурсию в соседний город. И без навигатора, по‑моему, наоборот, любопытнее.
Конечно, Интернет прочно вошёл в нашу повседневную жизнь. Однако, несмотря на огромный перечень плюсов, важно помнить, что без него в мире офлайн гораздо больше свободного времени, чем можно представить. Проверьте сами.
Комментрий психолога
Кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии БелГУ Татьяна Сулима:
«Сейчас мы практически живём в Интернете: заказываем там одежду и еду, покупаем билеты на самолёт и поезд, бронируем гостиницы и туристические туры.
И знакомимся тоже через Интернет. Раньше молодым людям, чтобы познакомиться с понравившейся девушкой, нужно было набраться смелости и подойти к ней. Сегодня есть возможность выбрать девушку в соцсетях, написать ей: причём можно создать новую страницу, поставить на аватарку чужую фотографию. То есть в Сети мы можем надеть любую маску, чтобы понравиться.
Лексика тоже изменилась: если раньше мы говорили «созвонимся», то сейчас – «спишемся». Во времена, когда мобильных телефонов и соцсетей не было, мы были вынуждены общаться лично. А сейчас даже в компании можем целый вечер просидеть в телефоне.
Зависимость от Интернета и гаджетов формируется, в первую очередь, у людей, которые не смогли себя реализовать в обычной жизни. Они могут находиться в Сети по 12–14 часов.
Любая терапия начинается с признания проблемы и желания преодолеть её. И без помощи специалиста здесь обойтись сложно: есть риск, что одна зависимость заменится другой, более сложной. В случаях работы с зависимым поведением может быть эффективной телесная терапия, нейролингвистическое программирование, арт-терапия или гипноз».