Роман Шитов, бармен:
«Чаевые чаще оставляют не богачи, а люди, которые работали в сфере обслуживания и понимают, как это тяжело. Я бы не сказал, что это какие‑то космические деньги. За выходные около тысячи рублей. Не знаю, сколько получают бармены других заведений – это не обсуждается.
В основном в знак благодарности деньги оставляют иностранцы. Они не знают, чем угостить понравившуюся девушку, и я им помогаю.
Самую большую сумму я получил в 2010 году – и то от друзей-барменов. Так получилось, что в день рождения друга я работал в том же заведении, где он праздновал. Тогда мне оставили 5 тыс. рублей».
Анастасия, официант:
«У нас всё просто: больше улыбок – больше «чая». Из посетителей мне больше нравятся мужчины – неважно, какого возраста. Они часто приходят компаниями, флиртуют, а потом оставляют хороший «чай». А ещё они нередко предлагают вместо чаевых заказать что‑то поесть.
Много оставляют молодые люди, пришедшие с девушками, – стараются произвести впечатление. Заказ может быть 600 рублей, а они дают ещё до 300 сверху. На мальчиков до 18 можно не надеяться: они обычно заказывают по минимуму и потом ещё отсчитывают каждую копейку. Девушки «чай» оставляют крайне редко.
На новогодние праздники люди гораздо добрее и щедрее. За день я уносила домой по 750–1000 рублей чаевых. Могла и больше, если бы не правила пиццерии: все деньги официанты приносят на бар, а в конце дня «банк» делят между баром, кухней и другими официантами. 1 января я принесла тысячу за вечер, а унесла 300. Считаю, это не совсем правильно. Хотя бы потому, что две другие официантки не улыбаются, получают чаевых гораздо меньше, чем я, но мои заработанные деньги также забирают».
Максим Сергеев, парикмахер-стилист:
«В сфере красоты я работаю с 2006 года. В начале моей карьеры чаевые были просто знаком симпатии, теперь же это подтверждение профессионализма. За день могу получить до трёх тысяч, могу не получить и вовсе. Здесь нет стабильности. В целом на чай оставляют обеспеченные люди, которым нужно подобрать образ или цвет волос. И если человек получает мечту, он заплатит и за услугу, и оставит благодарность.
Конечно, в праздники народ становится щедрее, но не на валюту, а на подарки. За декабрь у меня куча пакетов: там и портсигар, и алкоголь, и мягкие игрушки. О конфетах вообще молчу – их слишком много.
Важно помнить, что бизнес состоит из мелочей. Я тоже человек, тоже хожу в рестораны, салоны. Когда мне уделяют внимание, предоставляют комфорт, я всегда оставлю на чай. Но бывают разные ситуации. Например, в одном кафе официант чересчур часто спрашивал, всё ли понравилось. В какой‑то момент понимаешь, что он навязывается и хочет чаевые. Это напрягает».
Виктор Широкопетлев, таксист:
«В праздники люди оставляют меньше, чем обычно: скорее всего, потому, что и так слишком потратились. В основном чаевые дают простые люди, которые сами работают не покладая рук. А состоятельные скупы – платят только по счётчику. Если сдача до 20 рублей, то оставят, если выше – заберут.
В каких случаях дают сверху? Самая распространённая ситуация – изливание души. Я в этой сфере работаю давно, и у меня, как и у других таксистов, выработался рефлекс: слышать, но не слушать. Происходит это так: везу пассажира, мы разговариваем, я машинально отвечаю на какие‑то вопросы, но как только он выходит из автомобиля – полностью забываю, о чём был диалог. Самые болтливые – выпившие. За разговоры оставляют 50–100 рублей чаевых.
За сутки я получаю сверху от 100 до 200 рублей – то есть в прямом смысле на чай. Хотя однажды был случай, когда мне дали 500 рублей за вызов: дело было на праздниках, я прождал людей около двух часов».
Валерий Сафонкин, доставщик еды:
«Курьером работаю примерно полгода. Чаевые получаю, но сказать, сколько в день, проблематично – это достаточно редкое явление. Если один-два раза в неделю дали чаевые, то уже превосходно.
В праздники с чаевыми было плохо. Чаще всего оставляли постоянные клиенты, которые при каждом заказе привыкли благодарить курьера. Максимум мне давали 300 рублей».