Самое важное
Составляя рейтинг, мы не устраивали комплексную ревизию или аудит. Нас не интересовали производственно-технологические параметры, состояние документации и так далее. Мы решили посмотреть на них с точки зрения обычного пассажира. Автовокзалы и автостанции мы проверяли на условия для инвалидов, наличие или отсутствие туалета, доступность книги жалоб. Интересовались мы, есть ли при вокзале автопарковка для встречающих или провожающих, расписание маршрутов. Оценивали, как выглядят и как оборудованы зал ожидания, кассовые окна, прилегающая территория.
На автостанциях, как и на автовокзалах, часто можно услышать настойчивое «Белгород, Белгород… Девушка, одно место осталось, поехали?». Почти везде заблудшего пассажира поджидают таксисты и бомбилы. Их присутствие тоже стало одним из критериев рейтинга. А вот в Интернете представлены не все вокзалы. Заказать билеты можно на сайте Старооскольского автовокзала, а узнать расписание большинства станций придётся на сайтах муниципальных администраций.
Критерии (от 1 до 5 баллов)
- Внешний вид
- Географическая доступность (удалённость от центра, подъездная инфраструктура)
- Парковка (наличие, платная или бесплатная)
- Благоустройство территории (озеленение, малые архитектурные формы, скамейки)
- Доступность для инвалидов (пандусы, места для инвалидов в зале, специальные сигналы и информационные средства)
- Зал ожидания (сиденья, кондиционеры, интерьер)
- Расписание (актуальность, удобство размещения)
- Туалет (наличие, размещение, состояние)
- Касса (состояние, культура обслуживания)
- Книга жалоб и предложений (доступность, состояние, отзывы)
- Присутствие в Интернете (собственный сайт, заказ билетов онлайн).
Кассы и табло
Зал ожидания – неотъемлемая часть любого вокзала. Как правило, он объединён с вестибюлем и кассовым залом, функциональные зоны разделяют при помощи информационных стендов и мебели. Чаще в качестве последнего выступают деревянные скамейки. Кондиционеров вы, может, и не найдёте, а вот телевизоры есть. Например, они вещают со стен новооскольской и вейделевской автостанций. А старооскольский автовокзал может похвастаться электронным табло.
Внутри большинства автостанций есть небольшие закусочные, которые соседствуют с аптечными пунктами, парикмахерскими, газетными киосками, магазинчиками с сувенирами и игрушками. Заметили мы интересную закономерность: чем больше помещение, тем хуже его состояние. Видимо, за маленькими автостанциями легче ухаживать и поддерживать чистоту. Ещё один плюс автовокзалов-малышей – доброжелательность кассиров и диспетчеров в общении с пассажирами, многих из которых они уже знают в лицо.
Внешний вид здания, конечно, тоже играет роль, и с этим, как правило, на наших автостанциях порядок. А вот облагораживать территорию многие не спешат. Кроме тротуарной плитки или асфальта, красивые клумбы есть, например, у красненской автостанции и новооскольской.
Приятной неожиданностью стало то, что, кроме стандартного стенда с расписанием маршрута и стоимостью билетов, можно встретить схему расположения и нумерацию мест в автобусе, например в Чернянке и Губкине. А красногвардейская и ровеньская автостанции не просто запрещают курить на своей территории, как и все, а оборудовали специальные места с урной и лавочкой.
Туалет и книга жалоб
Ещё одна приятная традиция: объявления по громкой связи о прибытии и отбытии автобусов и их маршрутах. Такое встречается не только на больших автовокзалах, как старооскольском, но и на маленьких, как в Ивне.
Цена за посещение туалета варьируется от 5 до 15 рублей, часто при покупке билета вход бесплатный, при этом на шести автостанциях не берут денег вообще, а ещё на двух, к сожалению пассажиров, его нет.
Русские люди, согласно общепринятому стереотипу, – любители жаловаться, может, поэтому книгу жалоб и предложений кассиры берегут у себя в ящике стола, чтобы пассажиры не исписали всю за день. А корочанская автостанция готова принимать как благодарности, так и критику: их книга находится на стенде информации в зале ожидания. Среди критических отзывов часто встречаются жалобы на грубость со стороны кассиров и водителей, на нехватку рейсов и неудобное расписание.
По итогам нашего рейтинга первое место заняла автостанция в посёлке Ровеньки, второе – старооскольский автовокзал, третье – новооскольская автостанция.
Рейтинг районных автостанций, автовокзалов и кассовых пунктов Белгородской области
- Ровеньская автостанция
- Старооскольский автовокзал
- Новооскольская автостанция
- Корочанская автостанция
- Красногвардейская автостанция, г. Бирюч
- Ракитянская автостанция
- Губкинская автостанция
- Волоконовская автостанция
- Алексеевская автостанция
- Краснояружская автостанция
- Валуйский автовокзал
- Грайворонская автостанция
- Красненская автостанция
- Стрелецкий кассовый пункт (Белгородский район)
- Автостанция города Строителя (Яковлевский район)
- Вейделевская автостанция
- Ивнянский кассовый пункт
- Прохоровский кассовый пункт
- Чернянская автостанция
- Шебекинский автовокзал