Мигрантка обыкновенная
В европейской части России обитают обыкновенная и глухая кукушки. В нашей области замечена лишь обыкновенная мигрантка, да и та залётная: она не задерживается у нас больше чем на три-четыре месяца в году.
Эта пернатая – тот ещё секретный агент. Скрытная и осторожная, следов деятельности почти не оставляет. Громко оповещает о присутствии, но не позволяет наблюдать за собой. Местному орнитологу Александру Вакуленко пришлось потратить немало времени и сил, чтобы изучить её поведение.
«В нашем регионе обыкновенную кукушку можно встретить с апреля и до августа. Но сроки пребывания в разные годы могут отличаться в зависимости от погодных условий и состояния кормовой базы», – пояснил Александр Григорьевич.
Загадочные кочевницы тихо и незаметно исчезают из наших лесов осенью. И так же неожиданно возвращаются с первой зеленью на деревьях. До мест зимовок (чуть южнее Сахары) они добираются поодиночке только им известными воздушными маршрутами.
Кукушки приспособлены к очень длительным перелётам без перерыва на отдых и еду. Предполагают, что для прибытия к нам эти птицы ежегодно преодолевают до 6 000 км. Такой же путь в обратном направлении они пролетают после окончания гнездового периода.
Эстет-потрошитель
Описание кукушки обыкновенной не так впечатляет, как обилие легенд, связанных с ней. Размером птичка чуть меньше голубя, а в полёте напоминает ястреба-перепелятника. Такое сходство с хищником помогает ей выжить.
Весит от 100 до 200 г, причём самцы крупнее самок. Длина тела взрослой особи – порядка 30 см. Размах крыльев достигает 60 см. Окрас бывает двух типов: от буровато-серого до ржаво-рыжего.
Жить предпочитает в лесах и кустарниковых зарослях. Очень не любит спускаться на землю. Если и ныряет за добычей, то тут же спешит взлететь обратно. Дело в строении её лапок: как и дятлы, она имеет по паре направленных вперёд и назад когтей, что позволяет держаться за ствол и ветки, но затрудняет перемещение по земле.
Несмотря на скромные размеры, аппетит кукушки в разы выше, чем у близких сородичей. За день одна птица может проглотить до 1,5 тыс. беспозвоночных насекомых.
«Например, поедание гусениц для кукушки – целый ритуал. Сначала она обезглавливает жертву, после этого долго трясёт её в воздухе, освобождая таким образом кишечник добычи. И только потом заглатывает её», – поясняет Вакуленко.
Впрочем, людям такая эстетичная прожорливость только на руку. Ведь только кукушки да иволги могут проглатывать мохнатых гусениц – вредителей леса, которые остальным птицам просто не лезут в горло. Всего за час кукушка может уничтожить до 100 гусениц. И только в брачный период она становится менее прожорливой, зато необычайно шумной.
Кукуй, пока горячо
Исследователи утверждают, что в нашу область кукушки прилетают из‑за большого количества мелких птиц вроде воробьёв. Ибо последние идеально подходят для подбрасывания яиц в их гнёзда.
Процессу предшествует романтичный брачный танец, который самец кукушки начинает с помахивания хвостом. А потом в ход идёт знаменитый клич ку-ку. В безветренную погоду его можно услышать на расстоянии до 2 км. Таким образом он призывает подружку и оповещает соседей о занятой территории. Опущенные голова и крылья – тоже знак признания.
В качестве ответа самочка издаёт совсем другой звук, немного похожий на бульканье: кли-кли-кли. Услышав его, вам вряд ли захочется спросить про свои года.
«Принесённая веточка или стебелёк покоряют самку окончательно. Если она приняла дар, значит, вопрос замужества можно считать решённым», – резюмирует орнитолог.
Без права на алименты
Кукушку принято считать ужасной матерью. Вместо того чтобы строить гнёзда и выводить птенцов, она подкидывает яйца другим птицам. Но и в этом, казалось бы, бессердечном акте заложен свой, выработанный эволюцией смысл.
Как пояснил Александр Григорьевич, кукушка может отложить до 25 яиц за гнездовой период. Но по ряду причин не каждое из них даст потомство. При этом прожорливость птенцов значительно превышает возможности мамы. Поэтому, чтобы сохранить своих чад, она заранее ищет им опекунов. Чаще всего хозяевами подкидыша становятся мелкие насекомоядные воробьиные птицы: белая трясогузка, обыкновенная горихвостка, зарянка, дроздовидная камышовка.
Интересно, что подложить яйцо она старается той птице, которая вырастила её саму. Найти тот самый вид пернатых для неё нетрудно: кукушка отличается сообразительностью и сызмальства запоминает не только внешний вид, но и голос своих приёмных родителей.
Подбрасывание происходит очень продуманно. Сначала кукушечья пара просто наблюдает за чужим гнездом. Затем в подходящий момент самец спугивает его хозяйку. Тем временем самка (всего за 10–15 секунд) успевает не только отложить собственное яйцо, но и забрать хозяйское, то есть совершить подмену. Чужое яйцо она тут же проглатывает, выбрасывает или уносит в клюве.
Яйца кукушки обычно схожи с яйцами потенциальных воспитателей по окраске, хоть и выглядят крупнее. Поэтому многие опекуны не замечают подмены.
Новорождённый кукушонок покрыт абсолютно голой розово-оранжевой кожей и весит всего пару граммов. Но такая беспомощность не мешает ему перехватывать пищу у своих названых братьев и сестёр, постепенно выкидывая их из гнезда. А высидевшие родители продолжают кормить подкидыша. Вероятно, здесь работает инстинкт: в гнезде что‑то пищит – значит, надо таскать ему еду. Уже через месяц подкидыш навсегда покинет гостеприимный приёмный дом.
Откуда взялась примета?
Традиция вопрошать у этой птицы про отведённые судьбой годы связана с древнеславянским преданием, записанным в польской летописи Прокоша. В язычестве у поляков божеству Живе был построен храм на горе Живце. Туда в первые дни мая сходились люди, которые молили божество о долголетии.
Древние верили, что верховный правитель вселенной превращается в кукушку и возвещает им время их жизни. А потому убить эту птицу считалось едва ли не самым тяжким преступлением.
В славянской культуре вообще всё связанное с поведением кукушки имело сакральный смысл. В русском народном календаре ей даже посвятили отдельный праздник – день кумления. В Белгородской области его отмечали во второе воскресенье после Пасхи.
В этот день девушки собирались на поляне, водили хороводы, прыгали через костёр и устраивали обряды с ритуальными куклами, чтобы в будущем продолжить род. Изготавливали две куклы: «кукушку» одевали в девичью одежду, а «кукуля» – в мужскую. С женской куклой девушки ходили по деревне и собирали яйца либо деньги на еду.
В завершение обряда куклу бросали в воду, прятали или зарывали в землю – подальше от мужских глаз. А корень растения кукушкины слёзки знахарки использовали для приготовления любовного брачного отвара, которым поили молодожёнов.
В народном эпосе кукушка является олицетворением невыносимой сердечной печали по милым покойникам. В легендах – обращённая в птицу скорбящая вдова. А в балладах изгнанная родителями и тоскующая по родному дому дочь оборачивается кукушкой и возвращается домой.