Этот дом под номером 41 на Гражданском проспекте пережил революцию и Великую Отечественную войну. За более чем 100-летнюю историю в помещениях этого дома были и типография, и гостиница, и магазины, и телефонная станция, и различные государственные учреждения. Сегодня, как уже было сказано, здесь располагается управление культуры Белгородской области. Дом отреставрирован и находится под охраной государства как памятник архитектуры. Среди краеведов и знатоков белгородской старины здание называют домом Вейнбаума.
Типография Вейнбаума
Точная дата постройки старинного здания неизвестна. Типография купца Александра Александровича Вейнбаума была открыта в двухэтажном особняке на улице Корочанской (такое название носил тогда нынешний Гражданский проспект) между 1890 и 1892 годами. До 1917 года здесь располагалась сама типография, а также магазин, гостиные номера и аптекарский магазин провизора Когана. Именно здесь печатались открытки, которые донесли до нас виды старинного Белгорода образца начала XX века. Центральные улицы, главные здания, окраины города – всё это можно увидеть на открытках, отпечатанных в типографии Вейнбаума.
Помимо типографии в здании располагались гостиничные номера, которые считались лучшими в Белгороде. В 1910 году Андрей Фирсов так описал их в очерке «Белгород и его святыни»: «Особенно хорош книжный, писчебумажный, игрушечный и музыкальный магазин А. А. Вейнбаума, помещающийся на главной улице под гостиницею, принадлежащею тому же хозяину. Последняя, носящая название «Номера для приезжающих», имеет одиннадцать очень высоких, замечательно чистых прилично меблированных, с отличными кроватями, номеров <…> Есть в городе несколько и других «номеров для приезжающих», но они хуже».
«Шефу от благодарных сотрудников»…
По данным историков, Александр Вейнбаум происходил из числа обрусевших венгров и принадлежал к купеческому сословию. Родился он в 1867 году и постоянно проживал в Белгороде вместе с женой Августой и дочерью Ниной. По свидетельству современников, Вейнбаум дорожил своим делом и вкладывал в свой бизнес немало энергии и средств. В 1910 году он разместил в здании типографии динамо-машину, что было новшеством для Белгорода. Спустя два года цены на продукцию типографии удалось значительно снизить за счёт приобретения новых скоропечатных машин.
Александр Вейнбаум занимался и общественной деятельностью: в течение многих лет он состоял членом сиротского суда по Белгородскому уезду – учреждения, которое заведовало сиротскими и опекунскими делами лиц городских сословий (почётные граждане, купцы, мещане, ремесленники и рабочие).
В 1919 году в связи с революционными событиями Вейнбаум был вынужден покинуть Белгород и скрываться в Харькове. Однако и там его разыскали бывшие работники типографии, у которых, как выяснилось, было много претензий к бывшему работодателю. Вот что вспоминает печатник Гавриил Тарасов, поступивший работать в типографию Вейнбаума в 1912 году: «Работать приходилось в тёмном подвальном и сыром помещении по 10–12 часов в сутки. Безрадостная и изнурительная работа заставляла многих рабочих частенько во время работы выпивать. Хозяин безжалостно их штрафовал…»
В Харьков на поиски Вейнбаума отправили бывшего наборщика типографии Ростовцева. Тот выследил бывшего босса и сдал его куда следует. В те времена разбирались недолго – состоявшийся суд приговорил Вейнбаума к расстрелу. Высшая инстанция советского суда приговор утвердила, и он был приведён в исполнение.
Дом с историей
После революции бывшую типографию Вейнбаума национализировали и переименовали в 1-ю Советскую типографию. Когда в 1919 году к городу подошли части белогвардейцев, печатные машины разобрали и эвакуировали. Через полгода, когда красные вновь овладели Белгородом, в типографии опять закипела работа.
После Октябрьской революции бывшую гостиницу Вейнбаума переименовали в Советские номера, которые быстро пришли в плачевное состояние. В сохранившихся документах говорится, что большинство из них находилось в неудовлетворительном состоянии, а жить в них зимой было невозможно. Летом же посетителям досаждали малярийные комары, которые в огромном количестве развелись у небольшого озерца с тыльной стороны здания.
До Великой Отечественной войны на первом этаже здания с одной стороны размещался магазин «Охота», а с другой – книжная лавка. После войны на втором этаже располагались три отдела обкома КПСС. В 1955 году на первом этаже находилась городская телефонная станция (АТС-3), а на втором – областное управление связи.
В конце 1980-х годов в Белгороде снесли множество старинных зданий. Под угрозой оказался и особняк Вейнбаума. По замыслу главного архитектора города на этом месте планировалось построить новый пятиэтажный дом. Однако возмущённая общественность не дала разрушить старинное здание. Здание было отреставрировано и по сей день украшает Белгород.
Значительная часть фактов, изложенных в данной статье, заимствована из книги «Пройдёмся по старому Белгороду» Александра Крупенкова – краеведа, почётного гражданина Белгорода.