Эринелту Казимиру
Национальность: анголец
«Я работаю преподавателем в БелГУ, заканчиваю кандидатскую диссертацию на тему «Матричная кластеризация». Преподаю статистику, экономику, тригонометрию и другие математические дисциплины.
Восемь лет назад я получил отличный выпускной балл у себя на родине (в Анголе, государстве в южной Африке – прим. ред.), с которым мне предложили поступить в вуз в США или во Франции. Мой папа учился в СССР, и посоветовал ехать в Россию, мол, в Европе сплошные тусовки, а здесь учёба строгая. Ха-ха, так и оказалось! Обучение и правда довольно жёсткое, но оно даёт классный результат. Сейчас я чувствую огромное преимущество в своём образовании. Нас учили думать, запоминать, анализировать. Реформа образования немножко эту систему подкосила, на мой взгляд – впрочем, преподаватели старой школы работают и учат по‑прежнему глубоко и тщательно.
Есть русская пословица: где родился, там и пригодился. Для меня очень важно поделиться тем опытом, который я здесь приобрёл, со своей страной. Мы с коллегами стараемся развивать академическую культуру в Анголе. Там не очень хороший уровень образования, не хватает преподавателей.
Образование в Анголе довольно дорогое, очень – 250 долларов в месяц. При этом минимальная зарплата, если нет квалификации – 200 долларов. По моим прикидкам, примерно 60 % ангольцев имеет высшее образование. Но сейчас люди преимущественно в деревнях живут. Это по своему хорошо: многие не знают, что в стране кризис, потому что есть собственное хозяйство.
Главная моя идея – это создать на родине академию наук, время пришло. Я работаю ради этой идеи, пишу учебники, организую конференции. На сегодня я написал шесть книг по элементарной математике, её истории, микроэкономике. Часть из них есть в библиотеке БелГУ, используется в учебном процессе. Неделю назад опубликовал «Линейное программирование».
Россия мне многое дала, я очень полюбил эту страну. У меня появились замечательные друзья. Мне по душе то, как вы излучаете эмоции. Откровенность и прямота русских меня всегда поражала. Никаких масок – если вам что‑то не нравится, вы не станете терпеть и сразу скажете об этом.
Ещё русские обожают свою родину и делают всё, чтобы иностранцы почувствовали себя комфортно. В первый же день в поезде Москва – Белгород нас кормили до отвала соседи по вагону. Я был поражён, хотел заплатить, потому что у нас просто так не принято!
Мне не нравится погода в России. Зимой здесь ужасно холодно, летом жарче, чем у нас. Утомляет бюрократия, все эти бумажные ритуалы – у преподавателей этой волокиты очень много.
В Анголе мы учились по западной системе, Россия там не фигурирует. Я ничего не знал про исторический и культурный вклад СССР и России в мировую историю. Всё это для меня стало открытием.
Мы постоянно спорим с друзьями, которые учились в западных странах: я им рассказываю про жизнь здесь, про учёных, про друзей, ставлю музыку. Они поражаются: не может быть, русские так поют? Так пишут? Так живут?
Мне очень больно, когда берут новость про людоедов в Краснодаре и единичный случай раздувают до тенденции. Аккуратней с телевизором, ребята, никогда не верьте ему. Во всех странах он работает одинаково».
В России, по данным переписи населения 2010 года, жили 457 ангольцев
Почитать: Жозе Эдуарду Агуалуза – современный ангольский писатель и журналист.
Музыка Анголы:
Айрин Изместьева (Янчогло)
Национальность: гагаузка
«Я родилась в Кишенёве, потом переехала в Комрат, столицу Гагаузии. Это автономное образование на юге Молдавии. У нас не так много вариантов, где можно учиться на русском языке, поэтому я решила ехать в Россию и по совету знакомого выбрала Белгород. В 2011 году мне удалось поступить по программе квот в Медицинский институт БелГУ, а с осени я продолжаю учёбу в Москве в Российской медицинской академии. Россия мне многое дала: помимо образования, в Белгороде я встретила своего мужа.
В 2015 году я участвовала в конкурсе «Краса Белогорья». Я гагаузка на три четверти, ещё есть примесь украинской и цыганской кровей, поэтому внешность у меня нетипичная. Типичная для нашего народа скорее восточная.
Есть 21 теория происхождения национальности гагаузов. Считается, что это огузы, от которых произошли все тюркские национальности. Сейчас нас около 260 тысяч, большая часть живёт в Гагаузии, а также в Турции, Болгарии, Греции и Одессе. У нас долго не было своей земли, пока Александр II не выделил её на территории Молдавии. Официальный статус Гагаузия получила только в 1995 году.
В нашем народе смешалось две культуры. Мы тюркоязычны, жили на территории мусульманских стран и многое впитали из их культуры, при этом оставаясь православными христианами. На гагаузском языке бог – «аллах».
Наши семьи очень большие. Двоюродные, троюродные братья и сёстры мне как родные, мы очень близки. Молодые люди уже оевропеенные, многие учатся за рубежом, впитывают другую культуру. Но традиции среди людей постарше очень сильны. У нас до сих пор довольно строгий патриархат. Женщины обычно занимаются домом и семьёй, не спорят с мужчинами.
Ещё 50 лет назад все женщин носили платки. Моя прабабушка была одной из первых женщин, которая сняла платок. У неё были красивые рыжие кудри и муж сказал ей: «Негоже прятать такую красоту». Он очень любил историю, был довольно известным человеком, ветераном труда и всегда потрясающе рассказывал нам об истории рода».
В Белгородской области, по данным переписи-2010, жили 335 гагаузов
Почитать: Дмитрий Кара-Чобан, гагаузский поэт и прозаик советского времени.
Музыка гагаузов:
Имам Пажарин
Национальность: агул
«Агулы – это одна из национальностей дагестанцев. Я родился в селе Дулдуг, откуда родом мой отец. Мамино село называется Гоа, оно всего в нескольких километрах, но там уже свой диалект, привычки. Село древнейшее, упоминания о нём датируются XIV веком, а сейчас там живёт не больше пятисот человек. Обычная увядающая русская деревня.
В детстве я там был очень счастлив. Мы переплывали горную реку на спор. Ходили в горы. Там просто потрясающая местность, можно было сделать великолепный туристический курорт, но пока всё совсем не развито.
Когда мне было 10 лет, мне велели держать голову барана, пока его забивали. Было не по себе, конечно, но я не смел смалодушничать при отце и деде.
Дед ругался, когда я подростком приезжал в рваных джинсах. Я веселился по‑хитрому: носил футболки Cannibal Corpse, но никто не понимал их скрытой демонической символики. Подросток, что сказать!
Бабушка слабо по‑русски разговаривала, а отец уже был очень современным человеком. Он для меня эталон настоящего кавказца: воспитанный, начитанный, сильный, уверенный в себе. Я себя настоящим кавказцем не назову: не знаю языка и всех традиций, не умею танцевать лезгинку, не выучил песен.
Отец был прекрасным доктором, и мы переехали в Белгород, когда я был маленьким. Здесь живёт немало людей из нашего села, например, глава местной мусульманской общины Гаджирамазан Рамазанов.
Отец был очень здравомыслящим человеком. Он знал традиции, но оценивал их критически. К примеру, мы ездили на свадьбу к тёте: один день со стороны невесты 600 человек, другой – 800 со стороны жениха. Отец считал это расточительством. Не будучи религиозным человеком, очень уважал веру, хранил дома Коран VIII века.
Папа часто сталкивался с национализмом и агрессией. Я рос уже в более спокойное, привычное ко всему время. Ну дагестанец – и ладно: люди могут напрячься, когда слышат моё имя, но когда начинают общаться с обычным спокойным образованным человеком, это иногда вызывает культурный шок.
К сожалению, это вызвано тем, что носители традиций, которые гордо говорят «Я с Кавказа», часто ведут себя отталкивающе, вызывающе, дискредитируя всю культуру. Плюс развитие экстремистских движений. Мусульманин миролюбивый человек, но теперь каждый из нас может оказаться в поле напряжённого внимания из‑за группки «активистов».
В 2012 году я открыл мастерскую, где делаю красивые вещи из кожи и дерева. Недавно я сменил название на Monomount. Это на самом деле гора Дулдуг, под которой стоит моё родное село. Она стоит отдельно от хребта, спокойная и одинокая, пуская корни в землю, а вокруг нет ничего».
В Белгородской области, по данным переписи-2010, жил 81 агул
Почитать: Фатхула Джамаль, поэт
Музыка агулов:
Рейчел Бабалао
Национальность: бенинка
«У нас в Бенине (франкоязычном государстве в западной Африке – прим. ред.) по сравнению с Россией не очень высокий уровень жизни. Моя семья относится к среднему классу. Основное занятие там – торговля, у нас самый большой рынок тканей в западной Африке. За последние годы почти везде появились электричество, вода, госпитали. Есть ещё малоразвитые деревни, но таких территорий меньшинство.
У меня большая семья. У папы пятеро детей, у мамы шестеро (Рейчел была их первым общим ребёнком; позже родители разошлись и создали другие семьи, но Рейчел дружит со сводными братьями – прим. авт.). Плюс дети кузинов, тёть и дядь – я всю жизнь с кем‑то нянчилась. Молодые люди уже не заводят таких огромных семей, максимум двое-трое детей. И, конечно, я могу жениться на русском, если так сложится, но бабушка будет не рада. Не из‑за культуры или рода, а из‑за того, что мы будем редко видеться, жить далеко друг от друга.
Русских учёных-математиков я узнала и восхитилась ими ещё в школе. Сейчас заканчиваю физико-математический факультет БелГУ. Чудо математики в том, что я могу стать кем угодно, она развивает возможности мозга, учит мыслить.
Местная система обучения очень крутая и сильная. Лично мне понравилось, что наставники не возводят себя на пьедестал, уважают студентов и готовы общаться на равных. Я поняла, что такое учиться в радость и без стресса.
Я католик. В Белгороде нет католической церкви, но есть небольшая община, в основном из студентов, но приходят и местные жители – всего человек 30–50. Раз в месяц из Воронежа приезжает католический священник, и мы ходим на службу в небольшую квартиру, что специально для этого арендуется.
Признаюсь, я боялась России. Расизма в том числе. В реальности мне показалось, что ваша страна очень толерантна. Да, мне задают разные вопросы, но просто для того, чтобы узнать что‑то о другой культуре. Я никогда не сталкивалась с грубостью – напротив, к женщинам у вас отношение гораздо лучше. Мне очень нравится, как парни придерживают двери, подают руку, поздравляют девушек с 8 марта.
Из сложностей – мне тяжело жить в общежитии. Дело в том, что я интроверт, люблю побыть в одиночестве, а в любом общежитии мало личного пространства.
У вас очень красивый язык. Но и очень сложный. Чего стоит эта агрессивная «р» после мягкого французского грассирования. Кроме того, есть необычные сочетания звуков – «ств», например. А я очень люблю слова с «ы» – забавнейшая буква, раньше подобной не встречала.
Достоевского я читала ещё на родине, в переводе. Вообще, ваша культура мне по душе, особенно народные музыка и танцы. У нас народная культура до сих пор жива, танец это часть жизни, а песни поют без повода, просто по пути в магазин, например».
В России, по данным переписи-2010, жили 60 бенинцев.
Почитать: Олимп Бели-Кенум.
Музыка Бенина:
Лэ Тхань Хоан
Национальность: вьетнамец
«Мне 24 года, уже пятый год я живу в Белгороде. Я хочу быть программистом, поэтому изучаю в БелГУ математическое обеспечение и администрирование информационных систем. Сейчас поступил в магистратуру.
Каждый год тысячи вьетнамских студентов проходят отборочное испытание для получения стипендии от министерства образования, чтобы учиться в России. Проходят очень немногие, и это всегда огромная гордость для семьи.
С детства люблю Россию. Мой дедушка учился здесь четыре года и часто рассказывал: великолепная страна, в которой люди добрые, напористые. Мне здесь очень нравится, но после магистратуры я вернусь во Вьетнам: я люблю родину, там живёт моя семья.
Я человек общительный, поэтому у меня появилось довольно много русских друзей. Мы вместе играем в футбол, собрали команду «Блэкстар» и участвовали во многих соревнованиях университета и города. Несколько раз мы становились чемпионами.
У русских и вьетнамцев большая разница в характерах: русские очень активные и экстравертные, а вьетнамцы несмелые и закрытые. Впрочем, думаю, что я мог бы создать семью с русской девушкой. У меня были отношения, но, к сожалению, разница характеров и культур сыграла свою роль. Сейчас у меня уже есть девушка из Вьетнама, и мы планируем совместную жизнь.
Я очень хочу отпустить своего ребенка учиться в Россию, чтобы он знал, где учились родители, и сам смог прочувствовать вашу жизнь и культуру.
Единственное, что мне не понравилось – это тараканы и клопы, с которыми я до этого не сталкивался. Ещё было крайне трудно освоить язык, первый год прошёл очень тяжело. Спасибо учителям и одногруппникам, он здорово помогали во всём.
Самое странное, что я видел в России, это то, что русские купаются в проруби, даже дети. Меня уговорили попробовать, ну и, естественно, я потом болел две недели.
Мне очень нравятся русские сказки, музыка и особенно ваша великая история. Когда я начинал изучать русский язык, я каждый день слушал русские песни, сначала военные песни типа «Вечер на рейде», «Моя Москва», «Бейте на небе самолёты», но потом проникся и другими жанрами. Ещё я полюбил безумно смешные русские мультики, от «Ну, погоди» до «Маши и медведя».
В Белгородской области, по данным переписи-2010, жили 42 вьетнамца.
Почитать: Сказки народов Вьетнама
Музыка Вьетнама:
Представители каких национальностей живут в Белгородской области в нашей инфографике.