В ночь на 25 октября (по старому стилю) революционные солдаты и матросы захватывают в Петрограде Главный почтамт, Николаевский вокзал и Госбанк. Затем следует ультиматум Временному правительству, знаменитый выстрел «Авроры» и штурм дворца. На этом история двоевластия закончена. Но практическая реализация лозунга «Вся власть – Советам!» на местах требует времени, терпения и сил.
Короча
3 декабря поддерживающие большевиков солдаты-отпускники формируют в Короче революционный комитет, а затем создают отряд Красной гвардии. В начале февраля 1918 года ревком переименовывают в революционный Совет, который вскоре упраздняет уездное земство и распускает уездную управу.
Впрочем, полную победу большевикам одержать не удаётся. 22 апреля 1918 года их противники поднимают антисоветский мятеж и захватывают здание Совета и военной комендатуры. Подавить мятеж получается только при помощи новооскольцев, которые присылают в Корочу отряд красногвардейцев.
Грайворон
Вернувшиеся с фронта солдаты разворачивают в Грайворонском уезде агитацию за большевиков. Но сформировать свой орган власти им не удаётся: после победы большевиков в Петрограде здесь, в Грайвороне, создают уездный исполнительный комитет, состоящий из эсеров.
«Октябрьский переворот прошёл тихо, никаких жертв не было, – вспоминал несколько лет спустя большевик Лаврентий Краснокутский. – Власть продолжала оставаться по‑прежнему в руках тех же земств».
Крестьяне села Подола под влиянием принятого большевиками Декрета о земле постановляют конфисковать все помещичьи имения, передав их волостному комитету. Но вести агитацию в Грайвороне большевикам непросто.
«Я привёз с собой газеты и литературу, – жалуется в газете «Деревенская правда» несостоявшийся солдат-агитатор. – Но, увы, мне в первый же день своего приезда пришлось встретить преграду со стороны эсера, который назвал себя членом Совета крестьянских депутатов. Он накинулся на меня и даже грозил меня арестовать за распространение большевистских газет и литературы и говорил: «У нас в городе Грайвороне всё благополучно и не смей волновать жителей».
К весне 1918 года Грайворонский уезд оккупируют немцы. Советскую власть здесь устанавливают только после ухода немцев в начале 1919 года.
Белгород
26 октября газета «Известия Белгородского Совета рабочих и солдатских депутатов» публикует первые программные документы советской власти: подписанное Лениным воззвание «К гражданам России», а также принятые съездом декреты – о земле и о мире. Затем председатель Белгородского Совета Леонид Меранвиль‑де-Сент-Клер публикует в той же газете статью «Крушение коалиционного режима», в которой характеризует «обстановку последних дней» в Белгороде и окрестностях:
«Неорганизованный, сумбурный уезд, умышленно оставленный в темноте, невежестве и дикости; горсточка лёгких проходимцев, монополизировавшая право говорить от имени крестьянства и ведущая открытую антинациональную и погромную агитацию».
1 ноября газета «Курская жизнь» рапортует: вся власть в Белгороде перешла в руки Революционного штаба. Во многом власть большевиков опирается на 16 тысяч штыков размещённого здесь Польского запасного полка. Поляки поддерживают партию Ленина, поскольку именно она пообещала им прекращение войны и предоставление независимости Польше. Не откладывая дела в долгий ящик, Белгородский Совет рабочих и солдатских депутатов приступает к национализации частных предприятий в городе.
Новый Оскол
Вплоть до начала 1918 года эсеры всячески препятствуют установлению советской власти практически по всей территории нынешней Белгородской области. Их идеал – вовсе не «диктатура пролетариата», а созыв Учредительного собрания. В Новом Осколе эсеры проводят 6 декабря съезд политических и общественных организаций, по итогам которого формируют собственный революционный комитет, проявляющий открытую враждебность к большевикам.
В ответ новооскольские большевики разворачивают агитацию среди крестьянской бедноты и таки проводят 27 декабря съезд Советов. Съезд принимает решение о роспуске эсеровского ревкома. Эсеры не подчиняются. На несколько месяцев в Новом Осколе складывается своеобразное двоевластие. Попытка эсеров арестовать большевиков в феврале 1918 года проваливается: за сторонников Ленина вступается вооружённый отряд вернувшихся с фронта солдат.
Валуйки
В Валуйках эсеры контролируют и органы местного самоуправления, и Советы. 19 ноября они принимают резолюцию о непризнании власти большевистского Совета народных комиссаров (НК). В ответ в декабре 1917 года большевики создают военно-революционный комитет, а затем в январе 1918 года созывают уездный крестьянский съезд, который присягает на верность советской власти.
Старый Оскол
Старооскольский Революционный комитет, контролируемый большевиками, получает сообщение о петроградских событиях и тут же пытается действовать «под копирку»: захватывает почту, телеграф, банк и типографию. Но, в отличие от столицы, старые органы власти – уездный комиссар, городская Дума и уездная управа – сохраняют контроль над Старым Осколом. Большевикам тут непросто: оба старооскольских Совета – рабочих и крестьянских депутатов – контролируют не они, а эсеры. Мало того, штаб противников большевиков размещается в помещении Союза русского народа, состоящего из сторонников монархии.
Только в начале января 1918 года в Старом Осколе проходит первый уездный съезд Советов, которому удаётся распустить земство и уездную управу, передав всю полноту власти в руки большевиков.
«Народ стоит за большевиков, особенно благодаря возвращению в деревню солдат», – пишет в Москву представитель Знаменской волости Старооскольского уезда.
Бирюч и Алексеевка
В то время слобода Алексеевка является частью Бирючанского уезда. Здесь – два центра политического влияния. Алексеевка ещё с весны – под контролем большевиков. Получив известие о победе петроградского восстания, они несколько дней планируют захват власти, а затем за одну ночь – с 5 на 6 ноября – захватывают почту, телеграф и даже дом городского головы, на котором устанавливают красный флаг. Власть здесь переходит к ревкому.
В Бирюче иная ситуация. Тут всем заправляют эсеры, которые не признают правительство Ленина и его декреты. Вплоть до января 1918 года алексеевцы и бирючанцы формируют вооружённые отряды и готовятся к открытым столкновениям.
Противостояние завершается 1 февраля 1918 года. На этот день в Бирюче запланирован уездный крестьянский съезд. Алексеевский ревком направляет туда отряд красногвардейцев, которые разоружают охранную роту при воинском начальнике и арестовывают эсеровское руководство уезда. Новый ревком в Бирюче провозглашает советскую власть, а центром уезда вместо строптивого Бирюча назначают лояльную большевикам Алексеевку.
Вся власть – Советам?
Это много позже, в 1990-е годы, Белгородскую область станут относить к «красному поясу», где большинство населения поддерживает на выборах коммунистов. Сто лет назад ситуация была диаметрально противоположной. Об этом свидетельствуют результаты выборов в Учредительное собрание. Если в целом по России большевики получили около четверти голосов населения, то в Курской губернии, в состав которой входила большая часть нынешней Белгородской области, за них проголосовали лишь 11 % избирателей. Эсеры же получили 82 % голосов. Впрочем, им это не помогло: вскоре проигравшие выборы большевики разгоняют Учредительное собрание, а в стране начинается Гражданская война.
При подготовке публикации использованы материалы краеведческих изданий
Читайте также: Как начиналась и как продолжалась революция на Белгородской земле.