Мы выбрали людей разного возраста и рода занятий, чтобы представить многоплановый взгляд. Вторая часть – мнения белгородцев от 30 до 60 лет.
Оксана Погребняк, режиссёр театра «Новая сцена – 2», 31 год
О городе
Моё любимое место – парк Победы. Он всегда связан с праздником. В детстве часто ходили гулять туда с родителями. И когда‑то мы там играли спектакль прямо среди деревьев. Там же есть Coffee Bean, где тоже играли спектакль. В этих местах всегда как‑то спокойно и хорошо.
Ещё любимое место − мост на ж/д вокзале, который над поездами. Это место связано у меня с надеждами. Я наблюдаю там красивые закаты, встречаю людей, которые приезжают ко мне в гости, или сама уезжаю, понимая, что что‑то ждёт впереди.
Остановка «Стадион» − это просто адище, а не место: всегда какая‑то паника там, суета. Очень много маршруток, машин и всегда пробка. В общем, стресс.
Раздражают и Солнечные часы. Место ассоциируется с каким‑то проходным двором. Особенно картину портят мужчины-валютчики и их косые взгляды: сразу ощущаешь себя в 1990-х.
О жителях
Мне кажется, что белгородцы очень любопытные. Мне это нравится. Я это ощущаю, когда еду за рулем автомобиля: на перекрёстках обязательно кто‑то посмотрит, кто едет рядом.
Не нравится агрессивность. Наши жители какие‑то в общей массе грубые. Любую активность воспринимают настороженно.
Мы много раз играли спектакли на улицах и частенько замечаем, что народ очень боязлив и недоверчив. Всякие случаи бывали. А вот в Губкине по‑другому: все более активные, быстрее идут на контакт.
Екатерина Йовчева, актриса драмтеатра им. Щепкина, 33 года
О городе
Нравится парк Победы. Очень красивое и интересное место для прогулок. Наш зоопарк − прекрасное место, где можно провести время с ребёнком: там и природа, и общение с животными.
Не знаю, есть ли что‑то, что мне бы не нравилось в нашем городе.
О жителях
Чаще всего раздражает поведение людей, которые портят приятные места. Очень раздражает, что они не ценят благоустройство, созданное для них в городе. Красивые аллеи, парки, культурные места, простите, просто загажены. Имеет место и своего рода вандализм, когда красивые, необычные памятники и скульптуры города теряют некоторые детали.
Конечно, присутствует и некоторое хамство в общении между людьми, что бы точно хотелось искоренить.
Но есть люди, которые стремятся сделать наш город красивее, лучше и интереснее и с трепетом относятся к его истории – это очень нравится.
Павел Голеусов, доктор географических наук, 41 год
О городе
Как географа и эколога меня интересуют природные уголки нашего города.
Если мы вспомним историю, то было в Белгороде три крепости: на Белой горе, в долине Северского Донца, где сейчас старый город, и на берегу Везёлки – для меня они также наиболее привлекательны и интересны.
Я бываю и на Белой горе: люблю смотреть с высоты, где крест, на наш город. В старом городе мне нравится смотреть на гору с низменности.
Харьковская гора мне не очень нравится в связи с тем, что она очень ветреная, слишком уж харьковская и урбанизированная. Высокие здания давят на человека. Ещё там не хватает парковых зон.
О жителях
Мне кажется, явных отличий нашего населения нет. Знаете почему? Коренных белгородцев как таковых осталось весьма мало.
Мы знаем, что город был сильно разрушен в период Великой Отечественной войны, и коренных осталось от силы человек 500. Остальные приезжие. В связи с этим у нас произошло смешение культур, и, наверное, специфических черт не было до последнего времени. Сейчас, как мне кажется, они стали появляться.
Мы стали особенно обращать внимание на внешний вид одежды и зданий. Возьмём, к примеру, частный сектор. Там все стараются выделиться: ищут интересные планировки, применяют оригинальные решения при отделке фасадов.
Одеваемся мы достаточно ярко по сравнению с жителями Томска или Воронежа. Если уж совсем неформально сказать: мы любим выпендриваться. Я думаю, что это одновременно и хорошо, и плохо, потому что у любого качества есть обратная сторона. Главное – ни в чём не переусердствовать.
Наталья Захарова, биолог, 40 лет
О городе
Сейчас в Белгороде очень много мест, куда хочется пойти и посмотреть, что сделали нового. Например, мы ездим и в зоопарк, и в аквапарк [на пляже «Лазурный»].
Из традиционных мест я люблю парк Ленина. Помню, как в детстве каталась там на каруселях, а теперь на них вожу своих детей. Филармонию и драмтеатр посещаю редко в силу занятости, но мне очень нравятся эти места.
Не нравятся места для курения. Я понимаю, что без них нельзя, что есть люди, которые не могут без сигарет обойтись. Ещё меня раздражают возле дома большие кучи мусора. Хочется поскорее пройти мимо и не нюхать всё это.
О жителях
В белгородцах мне нравится гостеприимность, открытость, признание и соблюдение норм.
Не симпатичны мне люди, у которых нет морали, этикета. В Белгороде я встречаю их в наименьшем количестве.
Павел Юнатов, конюх, 46 лет
О городе
У меня осталось немного любимых мест в городе. Одни из них – детский городок в парке Победы и парк Ленина. Нравится наш театр. Раньше, когда работал в водоканале, билеты бесплатные выдавали. Сейчас же ходим с семьёй редко.
Очень нравится атмосфера на акции «Бессмертный полк». Там чувствуется патриотизм и сплочённость. Каждый год я беру с собой туда внуков. Нравится конюшня почти в центре города. Согласен, что это не окупается, но такие вещи и не должны окупаться. Сюда приезжают дети и взрослые, а если бы за городом далеко находилась она, кто бы ездил?
Когда молодыми были, по‑над речкой могли босиком ходить, а сейчас это одна сплошная свалка: всё завалено строительным мусором и другим хламом. Ребёнка страшно отпустить: вдруг порежется ещё?
Не нравится, что памятник Ленину убрали. Кому он мешал? Раз ставили памятники всё равно кому: Пушкину, Дзержинскому, Сталину − пусть стоят. А пришли эти демократы и начали возмущаться, что вот, коммунисты… А чем они тогда от коммунистов отличаются?
О жителях
Раньше ходили беженцы, бедняки − им все помогали. В какой бы дом они ни зашли, их везде кормили. Доброта была. На все праздники выходили на улицу, собирались и накрывали столы и праздновали всем двором.
А сейчас что? Никакого гостеприимства, все судят друг о друге по достатку.
Евгений Дадыка, художник-дизайнер, 50 лет
О городе
Нравится любое место в Белгороде, кроме промзоны. В городе чисто и аккуратно, не то что каких‑то 20 лет назад. Особенно нравится сейчас парк Победы, хотя в молодости я его не любил: я всегда получал там по морде. А ещё там фонарей не было. Зря убрали в детском городке паровоз. Эти железные конструкции и дутые матрасы его не заменят.
В церковь не люблю ходить, а вот на кладбище – да. Особенно на то, которое на Ячнево. Тишь и благодать! Там я чувствую умиротворение.
О жителях
Честно? Не люблю белгородцев. Знаете анекдот про нас? Едут, значит, два петербуржца в Белгород на поезде. Просыпаются и думают: «Ой, наверное, проспали!» Спрашивают у бабушки: «Подскажите, какая это станция?» А она их в грубой форме посылает. Вот это про белгородцев.
У нас в городе очень много приезжих, в том числе северян, и они нас не понимают, потому что мы грубые, неотёсанные и гордые.
Оксана Малыхина, домохозяйка, 41 год
О городе
Нравится Пушкинская аллея: можно почувствовать себя вдалеке от города, а летом это ещё и отличное спасение от солнца. Около самого «технолога» находится смотровая площадка: ночью можно полюбоваться на ночные огни Белгорода. Иногда с дочкой ходим бегать на стадион.
Кафе «Белоснежка» было самым любимым местом. Там было самое вкусное мороженое на свете. Мы с братом ждали выходных, надеясь, что нас туда отведут есть мороженое и желе.
Сейчас на месте «Белоснежки» «Алиса в Стране чудес». Сначала мы всей семьёй расстроились, но потом и «Алису» полюбили. Хотя иногда я скучаю по тому самому вкусному мороженому.
Расстраивает цемзавод: цементная пыль распространяется над всем городом, а потом мы дышим этим воздухом. Мне кажется, такие заводы должны находиться подальше от населённых пунктов.
Огорчает центр города, когда из него пропадают старые дома. Чаще всего у нас их не реставрируют, а просто сносят. Хотелось бы, чтобы как можно больше исторических зданий сохранялось.
О жителях
В людях ценю вежливость. Как ни странно, встречаются люди, которые уступают место в общественном транспорте.
Нравятся ответственные и честные: редко можно встретить тех, кто пытается проехать зайцем в транспорте. Может, конечно, мне так везёт, но всё же хочется верить, что у нас ответственные люди.
Не люблю хмурых людей: редко увидишь человека, который бы улыбался просто так. А ещё белгородцы замкнутые и неразговорчивые: чаще всего не очень реагируют, если с ними внезапно заговорить на улице.
Ольга Попова, 58 лет, художник
О городе
Когда ко мне приезжают гости, я всегда веду их в Преображенский собор – это моё любимое место, я знаю всю его историю. Белгород из‑за холмов не видно, и, если ты не видел его с площадки у памятника князю Владимиру, ты не видел город вовсе.
Люблю кладбища. Только не такие, как на Островского, а кладбища на окраинах. Там всегда тишина и покой. Возможно, они меня так привлекают, потому что я художник.
В городе потерялся уют, когда стали сносить двухэтажные дома. К примеру, меня раздражает дорога на улице Парковой в сторону «Спартака». Там построили высокие зелёные дома с мелко нарезанными стёклами. Я их называю крокодилами. Их не видишь, эти дома, но при этом плечом будто касаешься. Неприятно идти мимо них.
О жителях
Кого ни коснись, среди моих знакомых мало коренных белгородцев, и я их не отличаю от приезжих. Здесь есть особенность: люди, переехавшие в Белгород, привозят любовь к своим городам.
Я знаю, что в городе есть люди озлобленные, но мне такие попадаются редко. Я тщательно отбираю людей в своё окружение. В основном оно состоит из творческих, умных и хороших людей.
Завтра мы представим мнения пенсионеров, которые живут в Белгороде с рождения.