Нравится
Две недели назад таких домашних питомцев привёз к себе Александр Клыженко.
— Маленький – Геркулес, а то – его родители Кай и Герда, я их всех вместе взял, – говорит он.
— А зачем вам верблюды? – тут же выпаливаю вопрос, который мучил меня ещё до поездки.
— Нравится, – коротко отвечает хозяин. – Животных люблю.
Александр вообще немногословный: о себе обмолвился, что всю жизнь живёт здесь, в Тополях, воспитывает с женой шестерых детей. Хозяйством и его родители жили, и они с женой занимаются фермерством. Подходим к верёвочному заграждению.
— Ну, пойдёмте.
Я боюсь.
— А он не плюётся?
— Да нет, но вообще может. Не бойтесь, мы его отгоним, – он берёт прутик и легонько проводит по верблюжьему уху: – Уходи!
Тот отворачивается, но далеко не отходит. Куда уж, у хозяина в руках буханка ароматного хлеба. Александр подходит к горбатым. Все трое с удовольствием аккуратно берут из его рук кусочки хлеба. Хлеб и рафинад – их любимое лакомство. Как и коровы, едят траву. Особого внимания и рациона не требуют. Кроме эстетического удовольствия, никакой пользы в хозяйстве не приносят, но и особых проблем хозяину не доставляют. Пасутся рядом с коровами, с ними же идут домой, даже без напоминания.
«Я ещё сам к ним не приспособился, не знаю, когда они линяют, в какой период они самые красивые. Любуюсь ими и всё, год хотя бы продержу, тогда понятно будет», – рассуждает фермер.
Чувствуют носом
Живут для красоты и для души, иногда для покатушек. Дети уже опробовали. В отличие от лошадей, у которых удила во рту, верблюды чувствуют носом. Поэтому в носу у них продеты верёвочки, к которым привязывают поводья.
«Чтобы на него сесть, верблюд должен улечься, я за ноздрю опускаю его голову вниз и стучу по коленке. Потом садишься на него, раз ногами стукнул – надо встать, ещё раз стукнул – он пошёл. Так же и останавливается: раз стукнешь – он сразу и ляжет, второго раза не ждёт», – рассказывает мужчина азы дрессировки.
Каким‑то странным образом некоторое время назад Кай и Герда оказались в Томаровке, там у них полгода назад родился Геркулес. Оттуда же на машине они поодиночке переезжали в Тополя.
«Откуда они там появились, я не выяснял, мне это неинтересно. Но я уговорил хозяина продать их мне, – продолжает Александр. – Маленького покупал за 50 тыс. рублей, а этих по 100 тыс., а так они и 150, и 200 тыс. стоят. За перевозку по 4 000 за каждого отдал».
Такую солидную сумму три года копил, а о том, что потратил, конечно, не жалеет. Осмелев, я подошла к ним на целых два метра. Незнакомый предмет привлёк внимание Геркулеса, он решил, что пора пообщаться. Я была иного мнения и быстро ретировалась на безопасное расстояние – три метра.
«Да он ручной, общительный!», – успокаивает фермер.
И весьма фотогеничный. Покрутившись перед камерой, беззастенчиво уткнулся в мамино пузо. Чуть поодаль папаня, невозмутимо полуприкрыв глаза, что‑то жуёт. С таким видом главы семейств обычно фоном смотрят телевизор, вроде как чтобы не мешать процессу. Прямо идиллическая картина среднестатистической семьи.
Было бы где держать
Посмотреть на такую невидаль много желающих. Теперь это главная достопримечательность не то что хутора, всего района. Хотя фермер рассказывает, что такой же интерес у окружающих вызывали и ослики, которых он завёл два года назад. В глубинке они оказались тоже редкими животными. А стоят, между прочим, как неплохой велосипед: по 30 тыс. за них Клыженко тогда заплатил.
Ослики, два пони, их малыш, павлины, страус – такое у Клыженко увлечение, помимо коровьего стада и табуна в 23 лошади. Управляются со всем сами. Дети ещё маленькие, самой старшей 13 лет, из них ещё не особо продуктивные помощники. Хлеб из дома потихоньку таскают для верблюдов.
«Просто у нас желание огромное держать животных, поэтому всё получается. Мы и в полночь спать не ляжем, если что‑то недоделано. Мы привыкли и к проблемам, и к трудностям. Поэтому отдушина – это животные», – признался Александр.
Говорит, что хотелось бы собрать зоопарк, в котором были бы и другие животные.
«Мне и олени, и косули нравятся. Я бы и бегемота купил, было бы где его держать, – мечтательно говорит он и уверяет, что постепенно всё будет. – Настроение дома хорошее, поэтому всё у нас ладится».