Самый большой
«Каждый мост по‑своему индивидуален, как любой человек. Из всех, что есть в регионе, самый уникальный – через Белгородское водохранилище. У него до сих пор нет конкурентов, хотя был открыт в 2011-м. Длина – 556 м, расстояние между опорами – 84 м, с таким пролётом у нас в области больше нет сооружений», – рассказывает Александр Бражник, начальник отдела искусственных сооружений в областном управлении автомобильных дорог общего пользования и транспорта.
Из‑за большой ширины водного зеркала мост строили по индивидуальному проекту. В эксплуатацию его сдали в феноменально сжатые сроки: вместо 32 месяцев, пересмотрев технологию, соорудили всего за год.
Самый длинный (когда‑то)
В 1981 году статус самого длинного в области получил мост в Валуйском районе. Его длина – более 340 м. В народе этот мост называют Знаменским – он проходит над Осколом и соединяет Уразово с селом Знаменка.
Самый первый
В 2012 году впервые в России появился пешеходный мост с самым длинным деревянным пролётом – 52 м. Поставили его в посёлке Новосадовом под Белгородом. Не известно, появились ли за прошедшее время у него близнецы-братья или соперники, но для нас он навсегда останется первым.
Самые старые
«Самые старые наши мосты – железнодорожные, в отличие от других они сохранились лучше всего», – рассказал «БелПрессе» Юрий Коннов, директор Государственного архива новейшей истории области.
Один из долгожителей – мост через Северский Донец в Белгороде, недалеко от трубы ТЭЦ. Его построили примерно в 1886 году. Во время Великой Отечественной войны мост был разрушен, но его восстановили практически из тех же материалов, из которых он был построен ранее. В наше время здесь меняли только железнодорожные пути. Сооружение действует до сих пор.
Ещё более старинный железнодорожный мост, постройки 1868 года, сохранился в Весёлой Лопани Белгородского района. Он совсем маленький, около 10 м, и находится рядом со станцией Долбино. В тоннеле под ним проезжает транспорт и ходят люди.
Житель села Сергей Ущенко, участник военно-патриотического клуба «Огненная дуга», рассказывает, что мостик был ещё свидетелем расцвета села, начавшегося при курском помещике Муханове. Тот построил здесь большую винокурню – Весёлолопанский спиртзавод. По железной дороге отсюда отправляли цистерны со спиртом и водкой. Поэтому при реконструкции дороги Харьков – Курск в укреплении этого моста участвовал и Евграф Муханов.
Во время Великой Отечественной станции Белгород и Долбино стали важнейшими стратегическими узлами.
«На станции приходила военная техника для обеих армий – советской и германской. В августе 1943-го при отступлении немцев этот мост бомбила вражеская авиация. Только потому, что он очень маленький, попасть с воздуха в него не могли, – говорит Ущенко. – Посмотрите, как хорошо сохранилась уникальная каменная кладка в тоннеле под мостом. Я нашёл старую фотографию, где советских военнопленных в августе 1943-го вели как раз через этот тоннель».
Самый мокрый
«Каждую весну во время паводка мост между сёлами Старая и Новая Симоновка (Валуйский район – прим. авт.) уходит под воду. Мост старый, советских годов, самодельный. Горе-строители не учли уровень подъёма воды в реке во время паводка, потому мост и тонет. Чтобы его совсем не сносило, укрепили железнодорожными рельсами, но это лишь полумеры, – жалуется местный житель Алексей Копылов. – При ледоходе на реке Оскол деревянный настил ломается так, что машины проваливаются. Сотрудники МЧС ежегодно организуют доставку хлеба, лодочную переправу жителям Старой Симоновки, которые оказываются отрезанными от материка».
Самые эффектные
Вантовые мосты на стальных канатах, которые во всём мире считаются самыми эффектными, большая редкость для нас. Среди автомобильных таких нет, а вот среди пешеходных, похоже, всего три на область.
Один стоит на реке Ворскла, в санатории «Красиво». Второй – в Белгороде, у спорткомплекса Светланы Хоркиной. Третий появился совсем недавно на реке Тихая Сосна в Красногвардейском районе, в селе Засосна.
Самый будоражащий
В селе Шелаево Валуйского района есть мост для любителей адреналина. Он висит на тросах над рекой Оскол, а они в свою очередь держатся на опорах. К тросам приделаны вертикальные подвесы, на которых устроен проход из досок. Длина подвесного пешеходного моста – около 140 м.
Автор сооружения – газосварщик Виктор Корякин, местный житель. Мостостроитель-самоучка сделал чертёж, по которому в середине 1990-х организация «Газстрой», взяв за труд 45 тыс. рублей, соорудила мост.
«Страшно по нему идти только первый раз, потом привыкаешь», – говорят шелаевцы.
Однако это не значит, что людей устраивает парящая над водой конструкция. Сельчане постоянно просят о более надёжном устойчивом сооружении.
Самые тяжёлые
Мосты поцелуев, влюблённых, молодожёнов появились вместе с модой делать свадебные фото на мосту и закреплять висячими замками свой союз. Из‑за возможного обрушения перил обслуживающие организации объявили войну традиции. Периодически замочки спиливают, но они появляются снова.
Компромиссным решением проблемы стали декоративные металлические деревья и мосты. Один такой мы нашли в центре Бирюча.
И ещё один с историей
Мост с легендой есть у села Мазикино Корочанского района. Давно на дороге Белгород – Короча промышлял грабежом обозов лихой человек по фамилии или кличке Бахарев. Мужик был, видимо, башковитый, потому что дело поставил ловко. Деревянный мост на реке Разумной был единственной переправой на десятки вёрст. Тут‑то и нападал вор на обозников, которым некуда было деться. По фамилии разбойника мост называют Бахаревым до сих пор.
Не считано
С точки зрения инженеров, не всё, что перечислено выше, можно назвать мостом. Правильнее так называть сооружения через водные препятствия или балки. А над железнодорожными или автомобильными путями проложены путепроводы.
Больше всего мостов в Старооскольском городском округе, Валуйском и Белгородском районах, где реки, речушки и балки не редкость. Выяснить, сколько всего в регионе мостов, оказалось сложно. Какие‑то находятся в федеральной собственности, какие‑то – в региональной или в муниципальной. Кроме того, некоторыми мостами владеют предприятия. Общего реестра не существует.
«Например, управление дорог отвечает за 437 мостов и путепроводов области, которые находятся на автодорогах между населёнными пунктами. У мостов на федеральной трассе М-2 «Крым» есть свои хозяева», – объяснил Александр Бражник.
А ещё немало в области самодельных мостов. Их строили для нужд колхозов – например для переправки комбайна на другой берег реки. Чтобы сэкономить и время, и средства, их делали без проектов, на глазок, собственными силами. Можно встретить оригинальные конструкции из труб для газопроводов. Но в целом такие сооружения – большая проблема, потому что не проходят никаких проверок.
«Наши мосты имеют технический паспорт, где указан адрес сооружения, на каком километре стоит, название автодороги и какое препятствие пересекает», – отмечает Бражник.
А вот официальных названий мосты не имеют. Имена им придумывают люди, и тут всё зависит от фантазии. Чаще всего их дают по названиям рек, на которых стоят, улиц, ближайших церквей или сёл – как упомянутый выше Знаменский. Памятник 17 героям-бронебойщикам под Старым Осколом дал имя небольшому железному мосту неподалёку. А в Белгороде мост на улицу Волчанскую над ж/д путями народ называет Пьяным за чересчур кривой изгиб.