Двухэтажная П-образная женская гимназия 1865 года постройки располагается на улице 9 Января в посёлке Уразово Валуйского района. В 1942–1943 годах в ней работал военный госпиталь.
С 1945 года в корпусе сначала разместилась поселковая средняя школа № 2, а с 1984 года – школы № 1. В 2005 году, после реконструкции здания, сюда переехал местный краеведческий музей.
Ещё одним объектом из Уразово стало здание мужской гимназии 1887 года на ул. Пионеров. Фактически всё время после прихода советской власти здание с фасадом из красного керамического кирпича находилось в ведении дома пионеров. Сейчас здесь работает Дом детского творчества Валуйского района.
Объектом культурного наследия стало ещё одно образовательное учреждение – мужская гимназия в самом центре Грайворона, на ул. Горького. Двухэтажный корпус построили в 1910 году по проекту архитектора Бориса Корниенко. Деньги на строительство этого здания занимали в городском казначействе, в Харьковском земельном банке и у местных зажиточных. Туда перевели гимназистов, которые ранее учились в здании 1877 года постройки. Старый корпус отдали под прогимназию – младшие классы. Он тоже сохранился до нашего времени и в список охраняемых объектов попал раньше. Оба здания выполнены с преобладанием классического стиля.
После революции 1917 года гимназия превратилась в обычную школу, которая затем получила имя Фридриха Энгельса. Сейчас здесь находится Грайворонская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов. Исторически связанное с корпусом соседнее здание стало детской школой искусств.
Также объектом культурного наследия Белгородской области стал оригинальный железнодорожный вокзал в Томаровке 1903 года постройки. Станция входила в Юсуповскую частную железную дорогу Белгород – Готня – Сумы. Ветка открылась в 1901 году и до революции использовалась в основном самими акционерами.
«Будучи сельскохозяйственным магнатом, князь Юсупов с компаньонами нуждался в надежной высокопропускной магистрали. На тот момент единственным вариантом была железная дорога. Линия развивалась и связала сахарные заводы – стратегическое направление бизнеса начала века, включила в себя крупные перевалочные базы и склады. Так особенностью станции Томаровка является подача пассажирских поездов (на данный момент всего два в день) на вторую платформу. А вдоль первой пока ещё торчат хоботы транспортёров», – пишет белгородский краевед Александр Санчес.
Рядом со станцией сохранились старинные рельсы с царским клеймом.
Сергей Шевченко