С головой
— Марина, можешь описать свой рабочий день? Что даётся сложно? Что легко?
— Люди считают, что быть кассиром просто. Сидишь себе, «пикаешь» товары да сдачу выдаёшь. Только немногие понимают, как эти самые пики надоедают к концу дня. И ладно бы только надоедали – домой возвращаюсь с дикой головной болью. После такого денёчка примеряешь на себя выражение «в работу с головой».
— А с чего день начинается?
— С расчёта кассы. Это очень важный момент. Деньги нужно пересчитывать минимум три раза в день. Первый – утром, до открытия магазина. Не буду скрывать, это каждый раз волнительно. Вдруг обманули? Вдруг недоглядела? Особенно вечером, когда голова идёт кругом, ошибиться со сдачей очень легко. А расплачиваться придётся из своего кармана.
— А что потом?
— Потом каждый кассир проверяет свой отдел, убирает просроченные продукты. Кто‑то принимает поставку, кто‑то расставляет по полкам товар, обновляет ценники.
В сто одёжек
— То есть кассир работает не только на кассе?
— Да, половину смены я провожу в зале. Отвечаю за молочный отдел, поэтому работать приходится около холодильников. Температура воздуха там 17 градусов. Из‑за этого хожу всегда в куртке: простудиться очень легко, и людям со слабым иммунитетом в продавцы идти не стоит. Посетители летом приходят с жаркой улицы и наслаждаются прохладой. А мы кутаемся в сто одёжек.
— Бывали случаи необычные, интересные?
— Буквально вчера пришла женщина с тремя пакетами мелочи. В каждом бумажка с суммой. Хотела оплатить покупку на 600 рублей, а в пакетиках монетки по 50 копеек. Пришлось выбирать: пересчитывать часа два эти монетки под крики разъярённой очереди или поверить на слово. Я по глупости поверила. В итоге вечером в кассе оказалась внушительная недостача.
Был случай, когда мужчине не понравилась скорость обслуживания. Заставил делать возврат и пробивать огромную тележку продуктов заново. Потом не понравился чек. Снова пробивали по новой. Потом ему не понравились купюры, которыми дали сдачу. Сперва было забавно, но через час бесполезной возни никому уже не было смешно.
— Неужели все покупатели такие?
— Ой, люди попадаются разные. Каждый день как новое приключение.
Одна девушка, например, в ожидании чека успела мне и про жизнь свою рассказать, и про мужа. Даже о работе не забыла. Работает она, кстати, на хладокомбинате. Объяснила, какое мороженое хорошее, а какое лучше не покупать. Было это давно, но она до сих пор иногда радует меня новыми историями на кассе.
Хотя такие люди скорее исключение, чем правило. Бывает, что покупатель открыто идёт на конфликт, провоцирует. Такое часто случается в конце дня, когда уставшие и измотанные посетители заходят к нам по дороге с работы домой. С такими всегда сложно. Проблемные покупатели требуют к себе много внимания: к каждому нужно найти подход, предложить оптимальное решение проблемы, не допустить конфликта. Иногда чувствуешь себя настоящим психологом. Главное в таких ситуациях – не сорваться самой. Поэтому самообладание нам необходимо. Ну а что? В нашей работе и так хватает риска, зачем ещё и лишняя головная боль?
Не дадим еду в обиду
— Разве в работе кассира есть риск?
— Конечно, есть! Сколько случаев, когда во время ограбления магазина страдали невинные продавцы. У нас для таких случаев есть кнопка вызова вневедомственной охраны. Но ведь никогда не знаешь, через сколько она приедет. Успеет ли обезвредить преступника. Поэтому страшно всегда: ведь от грабителей можно ожидать чего угодно.
— В вашем магазине часто воруют?
— Часто. Вот только неделю назад магазин ограбили ещё до открытия. Разбили стекло в двери и проникли в здание. В это время сотрудников ещё не было на работе. Нам повезло: полиция преступников задержала, ведь камеры видеонаблюдения работают круглосуточно.
— А как воруют?
— Обычно продукты выносят под одеждой. Летом ловить таких воришек легче: засунуть что‑то можно только под футболку или по карманам штанов. Иногда в сумки или рюкзаки. А вот зимой возможностей у грабителей больше: несколько слоёв одежды, множество карманов и длинные рукава.
— Как вообще боретесь с грабителями?
— Здесь очень важна бдительность, причём каждого. Всего у нас три кассира. Одновременно в зале должны находиться минимум двое: один обслуживает клиентов на кассе, другой следит за обстановкой. Часто подключаются и другие работники. Воришка может складывать себе в сумку шоколад с прилавка, не догадываясь, что за ним следит весь персонал магазина.
— А почему нельзя его остановить?
— Если он в панике выкинет товар обратно на полку, факта кражи не будет. Его нужно ловить уже на кассе и продержать там до приезда охраны. В большинстве случаев кражи у нас мелкие, поэтому с грабителями просто проводят профилактическую беседу и отпускают.
Когда есть минута
— А за что любите свою работу? Что привлекает?
— Быть кассиром действительно сложно. Но если рядом хорошие люди, то и работа в радость. У нас отличная команда, всегда можно поболтать, повеселиться в свободную минутку. Да и в рабочий час коллеги не дадут скучать. А повеселиться у нас возможностей много. Скажу по секрету, что пищевая плёнка, которую вы купили сегодня, ещё вчера (в рулоне) была моим джедайским мечом в битве с грузчиком на складе.
Можем и ставки делать. Вот зайдут в магазин мальчишки лет по 15 и крутятся полчаса в алкогольном отделе. На весь зал показушно кричат, что пили такое сто раз. Вот мы и ставим – осмелятся купить или нет. Бывает, что интересные записи с камер пересмотрим. Там иногда такие сюжеты разворачиваются. Прямо немое кино.