Археология и бизнес
Андрей со школы увлекался историей и краеведением, побеждал в олимпиадах. В 2003 году поступил на исторический факультет БелГУ и увлёкся археологией. Участвовал в нескольких археологических экспедициях, подготовил дипломную работу «Погребальные памятники черняховской культуры Днепро-Донецкой лесостепи». А окончив университет, Божко с товарищем отложили в сторону дипломы, в которых было написано «учитель истории», и создали свою компанию – «Белгородская археологическая экспертиза».
«Перед любым строительством, в соответствии с федеральным законом «Об объектах культурного наследия народов РФ», требуется согласование – поясняет Андрей Божко. – Дом ли строишь, дорогу ли прокладываешь, кабель ли тянешь – нужно получить разрешение в госоргане провести историко-культурную экспертизу, археологическую разведку. Есть ли на участке остатки древней материальной культуры, подлежащие сохранению и изучению? Тут в дело вступаем мы – специализированная организация, уполномоченная проводить такие работы».
Объездная дорога вокруг Томаровки, улица Студенческая в Белгороде и северо-восточный обход города – много где работали молодые археологи.
Работы хватает
Белгородская область активно строится. Так что археологи без дела не сидят.
«В основном работаем по Старому Осколу и Губкину, – рассказывает Андрей Божко. – Там высокая промышленная активность, горнодобывающие предприятия расширяются, им нужны новые земельные участки».
Во многих местах земля буквально нашпигована артефактами разных исторических эпох. В основном возле рек. Археолог точно знает: Харьковская гора в областном центре 1 500 лет назад никогда не была бы застроена:
«От воды далеко и высоко, а скважин тогда не бурили, брали воду с поверхности».
Места вблизи реки Оскол – например Валуйки – довольно плодородны: в 2014-м Андрей раскопал там могильник на 500 погребений. На очереди раскопки на месте возведения новой часовни.
«В центре Белгорода, у дома № 27 на Гражданском проспекте, где раньше стояла церковь, в прошлом году на стройке раскопали кладбище», – вспоминает Андрей.
Оставь потомкам
Стоя на Белой горе, что возвышается в Белгороде над авторынком, Андрей показывает на луг, раскинувшийся внизу между селом Зелёная Поляна и объездной дорогой. Там, по его словам, нераскопанное древнее поселение. Ещё в 1980-х годах его нашёл сотрудник Института археологии РАН Андрей Обломский. Около пяти лет он провёл в нашей области, разведывая места вдоль Северского Донца, Липового Донца, Корочи, Корня, Ворсклы.
Но в то же время археологи уверены: пускай находки остаются там, где они есть. В земле.
«Нас часто упрекают в том, что мы не достаём находки, – сетует Андрей. – Так судят дилетанты. Раскапывать находки нужно лишь по двум причинам. Первая – если это твоя научная тема и раскопки памятника нужны для решения определённой научной задачи. Вторая – когда на этой местности предполагается строительство, в процессе которого памятник будет уничтожен. Третьего нет. Всё остальное нужно сохранять, чтобы оставить простор для потомков. Со временем улучшаются методы исследования, совершенствуется аппаратура. У следующих поколений будет возможность получить гораздо больше информации, чем можем узнать мы сейчас. Загадки истории раскроются перед ними полнее».
Бич археологов – чёрные копатели. Даже те из них, кто старается быть ответственным, оказывают науке медвежью услугу.
«Приносят нам артефакт – вот, мол, мы раскопали, сохранили. А что с того, что вы раскопали? Археологи ищут не только предметы, но и знания. При раскопках важно видеть объект в контексте его залегания: что с чем по соседству лежало, в каком слое, на какой глубине. Нужно точно фиксировать координаты. Если кости в могильнике, то в каком положении был человек похоронен, на какую сторону света ориентирован. Не зная всего этого, не восстановишь, например, древний погребальный обряд», – разъясняет археолог азбуку своего дела.
Потомки современных болгар, венгров – кто только не населял белгородские земли! Встречаются поселения пеньковской культуры – первых достоверно славянских жителей нашего края. В древнерусское время он был пограничьем, известно три наших древних поселения: Холки в Чернянском районе, Крапивное в Шебекинском и Хотмыжск – в Борисовском.
Прикосновение к истории
Сотрудничая с БелГУ, Андрей Божко периодически руководит студенческими раскопками – такими же, в которых участвовал сам. Каждый июль он выезжает со студентами на практику. В этом году – в Вейделевский район для изучения материальной культуры обитателей салтово-маяцкого поселения близ села Белый Плёс.
Неинтересной эту жизнь не назовёшь: три недели в палатках, на природе, с готовкой на костре.
«В шесть утра подъём, завтрак макаронами с тушёнкой. В семь часов выходим на работу. Поработав четыре часа, устраиваем второй завтрак – бутербродами. После чего работаем ещё два часа, потом обед и свободное время до вечера», – описывает Божко стандартный рабочий день молодых археологов.
Самые непрезентабельные артефакты после статистического описания и фотографирования оставляют на месте. Интересные находки сдают в краеведческий музей.