Любопытный крикун
Байбаки – крупные, с короткими лапками, мощными зубами и когтями животные. Хороший, как говорят, нажировавшийся байбак весит до 10 кг.
В мире точно насчитывается 14 видов сурков, ещё один под вопросом. Байбака отличить от собратьев несложно. У него короткий хвост – около 10–15 см. Предок – древний прасурок, общий для всех сурков.
Байбак предпочитает жить в непаханой степи. С каждым годом таких заповедных уголков меньше, оттого сурков встречают в полях, на холмах. Любит этот зверёк разнотравье, злаковые степи.
Сурки селятся колониями. Они заботятся друг о друге. В степи байбак при вашем приближении криком предупредит свою родню. Звук похож на тот, что физрук издаёт свистком на уроке при смене упражнений. Если вы уж совсем близко подойдёте к жилищу сурка, он довольно громко крикнет на вас и убежит в нору. Мгновенно разбегутся и другие байбаки в пределах видимости.
Если колония сурков пуглива, то скоро вы их не увидите. Но если хоть один сурок очень любопытный, он обязательно выйдет через пару минут. За ним последуют и его товарищи.
Хатки, дачи, апартаменты
В нашей области байбаки водятся во многих районах. Самое знаменитое местообитание – урочище Гнилое в Вейделевском районе. Там сурки бегают между пионами узколистными.
Сурки строят сложную систему нор в пределах участка, где кормятся. У них есть временные убежища с одним входом. Есть настоящие апартаменты со множеством ходов-выходов. Учёные встречали до 15 выходов из одного байбачьего дома.
В такой норе у сурка обязательно есть спальня – гнездовая камера. Байбак обустраивает её добротно, делает настил из травы и кореньев. Есть в норе у него и уборные – сурок очень чистоплотен.
«Эти норы отличаются от норы обычного хищного зверя. У байбака целая система: много входов, много коридоров под землёй. Есть отделы, чтобы делать запасы на зиму. С одной стороны, байбак наедается на зиму за лето, делает запас жира, а с другой – у него под землёй хранится ещё и запас кореньев», – рассказывает научный сотрудник Вейделевского краеведческого музея Наталья Иванова.
Урок от сурка
В Вейделевском районе к байбакам относятся с уважением. Сурки тут не по своей воле сыграли роль учителей экологии.
«В 20-е годы XX века байбаки считались вредителями. Началось их истребление. Мы нашли эту информацию в архиве, в отчётах по сельскому хозяйству. Байбаков уничтожили практически полностью, и на нашей территории долгое время их не было, – рассказывает Наталья Иванова. – Пришлось завозить их в Вейделевский район из Воронежской и Харьковской областей. Привезли 165 зверьков. Эти сведения нам предоставил Андрей Анатольевич Перепёлкин, возглавляющий общество охотников и рыболовов в нашем районе. Это очень важный урок, мы рассказываем о нём детям на экскурсиях. Ребята задумываются: а если бы мы уничтожили животное, которое не водится и в других местах, что было бы? Жалеют байбака».
Байбаков специально отлавливали в соседних областях и привозили в Вейделевку. Сурки быстро облюбовали просторы и основали многочисленные колонии.
«Сейчас они распространились настолько, что на них опять открыта охота как на промысловое животное, – уточняет Наталья. – Байбаки между собой пересвистываются, детям это очень нравится. Ребята, которые живут в сёлах, рассказывают, что свистят им в ответ. Байбаки у нас не сильно пугливые. Бывают такие особи, что к ним и подойти можно».
Чуткий семьянин
Байбаки растительноядные. Любят овёс, цикорий, клевер, вьюнок, овощи, коренья. Хотя в неволе с удовольствием едят мясо и сладости. Любопытно, что байбакам вполне достаточно воды, которая есть в растениях, росы. Специально у реки, чтобы пить воду, ни один сурок не станет селиться.
В начале весны байбаки устраивают свадьбы. На них шумно, громко и суетливо. В среднем у пары байбаков рождаются 4–5 детёнышей. Малыши похожи на котят: слепые и беспомощные. Мама кормит их молоком.
Есть наблюдения о том, что некоторые подросшие сурки уходят жить в другие семьи в качестве приёмных детей.
Вообще байбаки очень дружелюбны, чтят родственные связи. У них долгое детство. 50 дней малыши кормятся молоком. Зимуют вместе с родителями. Старшие оберегают младших.
Золотой сурок
Байбак – животное промысловое. На него охотятся ради жира, мяса и меха. Но страдает байбак от действий человека и косвенно. Например, из‑за распашки земель сурку просто негде жить. Ещё один немаловажный факт – травы.
Байбаку комфортно в низкой растительности. В высокой траве его легко поймает хищник, да и сам сурок тратит много сил, чтобы пробираться через неё. Раньше люди держали коров, коз. Животные на пастбищах притаптывали траву – байбаку легче жилось.
Из‑за этих факторов или ещё по каким‑то причинам популяция сурков в наших краях в прошлом веке сильно сократилась. Специалистам пришлось их специально развозить и расселять в разные районы области. Суркам-байбакам готовили дома – бывшие лисьи норы. Благодаря этой работе сурки снова с нами.
Байбаками славится не только наша область. Так, золотой байбак изображён на гербе Луганской области. Герб и флаг Первомайского сельского поселения Воронежской области также запечатлели сурка. Бижбулякский район в Башкирии тоже на своё знамя поместил байбака.
Домашний любимчик
Байбак – популярное домашнее животное. Сегодня за детёныша сурка просят в среднем 10–15 тыс. рублей. На звероферме, говорят, выкупить животное намного дешевле.
Владельцы сурков сравнивают их с собаками и утверждают, что хороший байбак точно не хуже кота. Они привязываются к хозяину, становятся полноценными членами семьи. Характеры у всех байбаков разные: есть добродушные, есть хмурые и обидчивые. В отличие от собак, сурки довольно хитры и нередко бескомпромиссны.
Среди трудностей содержания – утренний свист. Байбак будит им всех обитателей дома раньше пяти часов. И успокоить его не так‑то просто. Здесь не сработает привычное кыш. Байбака надо успокоить, покормить, приласкать. Если свистит сонный байбак, его ещё нужно аккуратно разбудить и не напугать при этом.
Редкие артисты
Сурки смышлёны. Они хоть и с большим трудом, но поддаются дрессуре. Правда, в цирках сурки, как и бобры, крайне редкие артисты. А вот дома запомнить, где лоток, байбак сможет довольно быстро, если захочет, конечно.
У сурков хорошая память, прекрасное обоняние, они отлично различают своих и чужих людей.
Наверняка многие слышали песню о сурке:
По разным странам я бродил,
И мой сурок со мною.
И сыт всегда везде я был,
И мой сурок со мною…
Это классическая песня Бетховена на стихи Гёте. Песню исполняют от лица савояра – бродячего уличного певца. На самом деле в Европе бродячие артисты с учёными сурками не были редкостью.
День сурка
В основе сюжета одноимённой комедии праздник – День сурка. Его отмечают 2 февраля. Считается, что в этот день сурок может предсказать наступление весны. Если сурок выйдет из норы и не увидит своей тени – весна будет ранняя. Если, наоборот, день солнечный, сурок выйдет из укрытия, увидит свою тень и испугается её, то зима продлится долго.
В России День сурка практически не отмечают. Байбаки спят до середины марта. Проснувшись, они постепенно начинают оценивать обстановку и окончательно выходят из нор, когда тепло на самом деле близко.
Сказка о медведихе
Байбак – не редкий герой сказок, былин. Даже сам Александр Сергеевич упоминал его. К сожалению, сказку Пушкин не успел закончить, не успел он и название ей дать (неавторское название произведения – «Сказка о медведихе»). Зачин у сказки грустный: на медведицу с медвежатами нападает охотник. Медведицу убивает, медвежат забирает с собой. По своей жене и детям тоскует медведь. Чтобы его поддержать и утешить, к нему приходят разные звери и прилетают птицы. Среди них байбак-игумен, который живёт «позадь гумен».
Личное досье
Вид: байбак
Семейство: беличьи
Род: сурки
Латинское название: marmota bobak
Длина тела: 50–70 см
Масса: нажировавшийся самец весит около 7 кг
Адрес проживания: обитают в нашей области. Предпочитают злаковые и разнотравные степи. Колонии сурков-байбаков долго живут в Волоконовском, Ровеньском, Красногвардейском, Прохоровском, Шебекинском, Вейделевском районах
Характер: осторожный, но очень любопытный
Срок жизни: в дикой природе около 10 лет
Охранный статус: в некоторых областях страны включён в региональные Красные книги. В целом виду ничто не угрожает