Церкви красивые
«У меня на родине осталась семья: мама, папа и младшая сестра, ей сейчас 10 лет», – рассказывает Дима.
Его родители раньше были фермерами, выращивали рис, кукурузу. Сейчас прислуживают в церкви. Дима рано ушёл из семьи. В 16 лет поступил в колледж, а спустя год уехал учиться в университет города Генерал-Сантос на острове Минданао. Хотел стать инженером, но понял: математика – не его. И вдруг решил поехать в Россию, чтобы лучше узнать православие. И не куда‑нибудь, а в Белгородскую семинарию, о которой ему рассказал русский священник – отец Георгий из Москвы.
Проблемы с документами Дима решил за три месяца и вместе с тремя земляками в 2016 году приехал в Белгород.
«Церкви очень красивые – первое, что мне понравилось. У вас интересная культура: песни и танцы, – рассказывает Дима. – Люди тоже нравятся. Есть добрые и не очень, но мне чаще добрые встречаются».
Друзей он нашёл сразу. В основном это студенты из Ирака, Сирии, Китая.
«Русские тоже есть, только из семинарии. Иностранцы пока всё‑таки ближе», – смущаясь, говорит Дима.
Разговаривали мы с ним на русском. Изучать язык он начал только в сентябре прошлого года на подготовительном отделении факультета искусствоведения и межкультурной коммуникации БГИИК. Учёбу в вузе он будет совмещать с учёбой в Белгородской православной духовной семинарии.
«До этого я ничего не знал на русском языке. Элементарным вещам нас учила матушка в семинарии. Было трудно с формами глаголов и существительных, но мне легче, потому что память хорошая, – признаётся иностранец. – На родине много языков, в основном говорят на филиппинском, но ни один не похож на русский».
Ответы на вопросы
Три года назад Джанберт (его первое имя) познакомился с православием. Крестили его российские миссионеры в 2015 году, тогда же он стал Дмитрием. Говорит, семья была протестантской, пока отец не познакомил всех с историей православной веры.
«Это папа посоветовал мне почитать о церкви, и я нашёл там ответы на многие вопросы, которые давно меня волнуют», – откровенничает Дима.
Официально учиться в духовной семинарии он будет только со следующего года, но уже сейчас проводит там много времени.
«Читаем и учим молитвы. А недавно хористы пригласили нас в свой коллектив. Я согласился, но только надо хорошо выучить русский. Когда я понимаю, о чём говорю или пою, то лучше себя чувствую», – рассказывает будущий семинарист.
С семинарскими экскурсиями Дима уже побывал в курских и московских храмах и монастырях. Мечтает увидеть Петербург – много слышал о Северной столице от знакомых. По дому филиппинец совсем не скучает. Раз в месяц он связывается с родителями через Интернет:
«Это нетрудно, больше трёх лет я жил один, далеко от семьи. Я бы съездил домой, но боюсь, что меня потом не отпустят обратно».
Наш собеседник прекрасно поёт, причём не только на родном языке. Зажигательную «Твои карие глаза» Дима исполнял с соотечественниками на фестивале молодёжи «Синергия» в Шебекино. А на международном празднике, посвящённом Пушкинскому дню России и Дню русского языка, победил в конкурсе выразительного чтения в номинации для иностранцев.
«Читал Эдуарда Асадова – «Россия начиналась не с меча», посоветовал преподаватель, – рассказывает Дима. – Когда мне интересно, я полностью погружаюсь в это. Хочу знать то, в чём меньше всего разбираюсь».
Просто студент
Узнавать Россию филиппинец начал и с её кухни. Первым блюдом стала гречневая каша.
«Попробовал её у русских миссионеров. Похоже на наш, филиппинский рис, – рассказывает парень. – Картошку тоже ели. На Филиппинах её готовят не так часто, как здесь, мы просто в суп добавляем, реже – с мясом подаём».
Гастрономическое знакомство продолжилось борщом и запечённым гусем на подворье Троицкого храма в корочанском селе Новотроевка.
«Борщ не понравился, – признаётся филиппинец. – Дома мы тоже готовили разные супы, но они острее. Там же нам разрешили приготовить филиппинскую еду. Мы угощали национальным блюдом адобо. Это тушёное мясо в соевом соусе, с уксусом и приправами, подаётся с рисом. Всем понравилось».
Дима в свои 20 лет не по‑студенчески серьёзен. Кино, клубы, вечеринки не для него.
«У меня сейчас семинария – университет, семинария – университет. Нет ни времени, ни желания развлекаться. Я просто студент».
Вся жизнь Димы заключается в учёбе. Его мечта – донести православную веру до филиппинцев. После семинарии он вернётся на родину, чтобы служить в местной церкви.
«Если могу помочь с православием на Филиппинах, то сделаю это. Люди меня там ждут, я перевожу для них Катехизис», – подытоживает Дима.
Почему именно православие? Какие ответы нашёл в нём спокойный, немногословный и улыбчивый филиппинский парень? Он так и не признался – говорит, что слишком личное. Наверное, и важное, раз этого хватило, чтобы искать себя на другой стороне земного шара. Расскажет ли Дима когда‑нибудь об этом нам или своим соотечественникам? Время покажет.