Природа наделила меня медленным умом, и в критической ситуации я не умею с ходу находить единственно правильные слова. Такие, чтобы отбрить невежу и при этом не опуститься до его уровня. Ушла молча, совершенно униженная. Потом долго обдумывала, что же такое со мной произошло и почему так обидела меня эта ситуация. И, как ни крутила, всё свелось к банальному хамству.
Вообще, если вдаваться в психологический анализ, то в девушке очевидны задатки сноба: высокомерие и претензия на собственную исключительность. На мой взгляд, снобизм – самое отвратительное, что может быть в отношениях между людьми. Когда обижают зависимого, нижестоящего по социальной (должностной) лестнице человека и тот не может ответить. Когда тебе указывают место, намекая на некую неполноценность. Когда даже в случае твоей платёжеспособности тебя обслуживают на порядок хуже, чем человека с регалиями.
Снобам бесполезно объяснять, что успех, возвышение – очень зыбкие понятия. Как и то, что внешняя респектабельность может быть обманчивой (ну кто, если его не знает, увидит в скромно одетом Билле Гейтсе богатейшего человека планеты?). И что высокомерие вообще нелогично и даже глупо в товарно-денежных отношениях, когда нужно привлечь клиента любой ценой.
Я помню, как в начале 1990-х, когда распался СССР, поехала в одну из вышедших из его состава прибалтийских республик. И остро почувствовала пренебрежение ко мне, русскоговорящей, в магазинах, гостинице, общественном транспорте. Это на долгие годы отбило у меня желание вернуться, хотя я обожаю Прибалтику.
Но через 25 лет я всё же решилась повторить вояж. И была поражена переменой в отношении и к себе лично, и между людьми в целом. Мне были рады везде, встречали дружелюбно, как дорогого гостя. Законы рынка сыграли в подъёме культуры обслуживания очевидно положительную роль: за меня, покупателя, боролись.
Но, кроме того, на интуитивном уровне я почувствовала, что вектор человеческих отношений изменился на 180 градусов. Быть агрессивным, злым, недовольным стало просто немодно, что ли. Я щипала себя за руку каждый раз, когда незнакомые люди выражали готовность мне помочь. И, знаете, меня совершенно не мучила мысль о том, насколько искренни в этот момент люди. Потому что жить в такой атмосфере необыкновенно приятно.
С тех пор во мне поселилась мечта. И случай в белгородском бутике её лишь обострил. Я мечтаю убрать из наших общественных отношений всё, что может унизить и обидеть другого человека. Вообще для начала исключить любое отношение к себе как к личности. Если уж стали мы все получателями услуг или их продавцами, то и относиться друг к другу надо соответственно: корректно, вежливо, дружелюбно – и не более того. Игнорируя возраст, стоимость одежды и цвет кредитной карты. Это очень простая схема, которая сильно упрощает жизнь и исключает стресс.
Этот принцип, видимо, уже прижился в Москве, где в любом брендовом магазине чувствую себя комфортно. Хотя по мне, разумеется, заметно, что я не тот человек, который купит сапоги за 160 тысяч рублей.
Вы скажете, что я идеалистка, бестолковая мечтательница? А вот тут – стоп. Иначе моя мечта никогда не исполнится…
Ольга Бондарева
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции