Ели как в Париже
30 лет назад парижанин Франсуа Паскье решил встретиться со старыми друзьями. Их оказалось так много, а места дома – так мало, что он не придумал ничего лучше, чем собрать всех на ужин в Булонском лесу. А чтобы никто не потерялся, попросил гостей прийти в белом. Народу понравилось, и идею массового белого ужина под открытым небом подхватили во многих странах. Белгород теперь тоже в теме: белым ужином открыли «БелМелФест-2017».
«Я знала, что идея из Парижа: там заранее не говорят, где будет ужин, и люди приходят со своей едой и тележками в белых одеждах, – объяснила «БелПрессе» участница Ольга Стригунова. – У нас проще: нам всё организовали. Конечно, я сказала да, потому что это очень интересно и необычно. Вопрос стоял только о белых вещах. Всё как в Париже: ужин на свежем воздухе, почти Монмартр, здорово!»
«Про белый ужин узнала из афиши, но в чём идея – не поняла, – призналась одна из гостей фестиваля. – Потом в Интернете прочитала: главное – прийти в белом. Пришла, но билетов уже не было».
Билеты – главное отличие белгородского ужина от европейских пикников, куда каждый приходит бесплатно. На ужин возле киноцентра «Русич» попали только те, кто успел, – всего 120 человек. За полчаса до начала нераспроданными оставались с десяток билетов.
Слушали рок
В меню – мини-бургеры, креветки и шампанское, на сцене – молодой коллектив Prime Orchestra, исполняющий хиты мировой рок и поп-музыки в симфонической интерпретации. По контрасту с гостями, музыканты были одеты в чёрное.
«Сегодняшний топ-пять: The Weather Girls – Raining man, Bon Jovi – It's My Life, Europe Final –Сountdown, Bruno Mars – Uptown Funk, Deep Purple – Smoke on the Water, – рассказали «БелПрессе» артисты. – Про «БелМелФест» мы раньше не слышали, но идея отличная! Хотелось бы, чтобы было намного больше людей и чтобы они все качали головами, а пока что все просто сидят, торчат в телефон и кушают. Но мы всех раскачаем».
За столиком у сцены – вип-гости: начальник управления промышленности и предпринимательства области Давид Бузиашвили, вице-мэр Белгорода Ольга Медведева.
«Фестиваль, который уже стал международным, каждый год пытается внести что‑то новое, и в этом году изюминкой стал белый ужин. Хочется посмотреть, как это приживётся на белгородской земле, будет ли пользоваться популярностью, и тогда порадовать горожан в следующем году ещё чем‑то необычным и интересным. Мы попытались переложить идею белого ужина на менталитет белгородцев, чтобы им понравилось. Все места раскупили, это говорит о том, что интерес к мероприятию есть», – считает Ольга Ильинична.
Катались по городу
Основные события запланировали на второй день фестиваля – субботу. В этом году организаторы решили не проводить все конкурсы и развлечения одновременно, чтобы гости могли везде успеть. С утра можно было посмотреть авто- и мотовыставку на авторынке или побороться за Кубок мэра по грунтовому спринту. Или пройти «БелМелКвест»: девять команд получили несколько заданий, которые можно было выполнить, поколесив по городу.
«Всё было связано с Белгородом и мелом, – рассказал победитель Артём Самойленко. – Задание приходит сообщением на телефон, и надо понять, куда именно ехать. На месте надо или сфотографировать что‑то, или найти метку с кодом, который давал доступ к следующему заданию. Посетили Меловую, Белгородскую улицы и Белинского. В одном из заданий была подсказка про «БелМелФест», и мы догадались потом, что найти надо было улицу Фестивальную, но до неё не доехали».
Награждали победителей квеста уже возле «Русича», где фестиваль и продолжился до самого вечера.
Рисовали краской
Традиционный конкурс 3D-рисунков в этом году вместо асфальта провели на плитке. Денис Брянцев из Актобе (название которого, кстати, можно перевести как «Белый холм» или «Город на белых холмах») участвует в конкурсе второй раз: в 2015-м он раскрыл литературную тему – рисовал басенных «Ворону и лисицу» и занял второе место, в этом году вместе с помощником Александром Ефременко обратился к Году экологии.
«Мы изобразили падение животного мира – льва, царя зверей. Я знаю, что лев – это ещё и символ Белгорода, но главная идея – экологическая: животные вымирают, каждый год всё новые виды попадают в Красную книгу. Поэтому наш лев падает, и с его головы слетает корона. Вокруг него – рандомные животные. На рисунок ушла одна банка белой и одна – чёрной краски и с десяток пигментов», – поделился Денис Брянцев.
Две недели ребята работали над эскизом, а рисунок закончили за три дня. Столько же времени понадобилось художнику из Литвы Саулюсу Гуделевичусу, который вдохновился темой кино.
«Уже очевидно, что его работа получше будет, он крутой, – оценил коллегу Брянцев. – У него получилась интерактивная картинка – можно стать на плёнку и на облачко сесть».
Рисунок выглядит плоско, и только если посмотреть на него через фотоаппарат или камеру телефона – возникнет тот самый 3D-эффект.
А шире всех размахнулась кисть Марии Надеждиной из Самары – её 3D-пропасть разверзлась почти на 50 кв. метров:
«Пропасть, а через неё мостик, – рассказывает художница. – Пришлось импровизировать: сначала хотела изобразить лето, но в итоге нарисовала снег по краям. Так пропасть смотрится более выигрышно. Я спрашивала – какой метраж? Сказали: 7 на 7. А я любитель монументальной живописи: тема пропасти просто не смотрелась бы в маленьком формате. 3D-рисунку нигде не учат, поэтому мы, как свободные художники, осваиваем его сами. Главное – понимать, где брать точку схода, чтобы правильно выстроить рисунок. На нашем можно делать даже групповые фотографии, целой компанией».
Рисовали мелом
Традиционный «МЕЛ-ОК» – конкурс детского рисунка на асфальте провели в четырёх номинациях: природа и человек, животные и растения Красной книги Белгородской области, свободная тема. В последней себя проявил 9-летний Анатолий Губин:
«Не знаю, похоже или нет, но это памятник князю Владимиру. Он царь Руси, впервые решил крестить Россию и сделал её священной. Этот князь запомнился тем, что участвовал во многих войнах. Он правил в Москве, а не в Киеве, как обычно, организовал большую армию, при нём состоялось много побоищ. Рядом с ним хочу ещё нарисовать что‑то, связанное с новизной нашего города. Если князь Владимир показывает, что наш город старый и основан давно, то здание-небоскрёб показало бы, что город бурно развивается. Бассейн Светланы Хоркиной или какой‑то большой торговый центр вроде «МегаГринна» – выбираю».
На «БелМелФест» приехали воспитанники и преподаватели Валуйской детской художественной школы им. В. Д. Григорова: дети – повеселиться, педагоги – показать резьбу по мелу, на которую их вдохновил фестиваль.
«Из дерева резать тяжело, и мы не специалисты и резьбой как таковой не занимаемся и детям этого не преподаём. Но к фестивалю мы решили попробовать резать по мелу. И вот результат, – рассказала преподаватель Анна Орлова. – Мел мягкий, нежный, легко отслаивается, поэтому работать с ним надо очень аккуратно, медленно и тонко. Эту кошку я вырезала за шесть часов. Материал доступный: дерево, липу сложнее найти, чем мел, а у нас, в Валуйках, его много: кругом одни меловые горы, есть с чем работать».
Писали на стенах
Больше других повезло участникам мастер-класса по леттерингу – они расположились в тени под навесом. Боковую стену киноцентра для них заранее выкрасили графитовой краской. Итог: меловая надпись «Любовь к родной стране начинается с любви к природе». Учить белгородцев леттерингу приехала преподаватель каллиграфии из Минска Валерия Тумаш:
«Сейчас модно заниматься тем, что даёт эмоции. Это вещь, которая сделана своими руками, это не набрано на компьютере, не отштамповано несколько раз: композиция создаётся здесь и сейчас человеком для другого человека или места, и несёт эмоции, которые заложил художник. Леттеринг можно применять в росписи кофеен, баров, делать вывески, композиции для интерьеров, открытки для друзей, принты для одежды или сумок – леттеринг не обязательно меловой, он может быть сделан фломастерами, ручкой, карандашом. В чём разница между леттерингом и каллиграфией? В каллиграфии мы берём один инструмент и просто пишем красиво, не обводим их потом. В леттеринге заранее продумываем композицию и затем в неё врисовываем буквы: не пишем, а рисуем их: толще или тоньше, добавляем тень или объём. На бумаге композиции смотрятся не так круто, как если сделать её мелом на стене. Не знаю, с чем связано такое волшебство, но так и есть».
Пили кофе
Впервые на «БелМелФесте» провели чемпионат по дегустации кофе, который в профессиональной среде называют каптестингом. Задание нехитрое: из трёх чашек кофе выбрать ту, что отличается от двух других, причём сделать это правильно и быстрее других. И так пять раз. Участвовать в дегустации согласились 26 человек. Организаторам пришлось сварить порядка 200 л кофе.
«Сорта со всего кофейного пояса: от Юго-Восточной Азии до Латинской Америки, включая Африку и острова – порядка девяти сортов. Могу заверить, что точно так же профессионально выглядит чемпионат по каптестингу на российском чемпионате бариста, и мы сделали конкурс точно по правилам чемпионата», – рассказал организатор каптестинга.
Всех участников «БелМелФеста» ждали подарки от организаторов и спонсоров фестиваля.