Мой коллега, заметив в потоке транспорта необычный мотоцикл с крышей и явно самодельной коляской, преследовал его на своей машине несколько километров, чтобы познакомиться с его владельцем.
Другие сотрудники редакции тоже не раз замечали необычное транспортное средство на проспекте Славы областного центра. Хозяин мотоцикла Вадим Траченко сам живёт на Болховце (район Белгорода – прим. ред.), поэтому почти ежедневно проезжает мимо издательского дома. Именно так – ежедневно, потому что использует мотоцикл и зимой, и летом.
«Я на нём езжу круглый год, – рассказывает Траченко. – Морозы до –23 градусов ни мотоциклу, ни мне не страшны. Мотор заводится – не с электростартера, правда, а с ножки, но работает исправно. А я просто как следует одеваюсь и езжу в тёплых перчатках. Я даже заметил, что в последнее время почти не простужаюсь. После таких поездок мороз меня не берёт».
С комфортом под крышей
Мотоцикл Вадима заслуживает отдельного внимания. В основе конструкции — серийный «Минск» пятого поколения 2014 года выпуска. Белорусские инженеры следят за мировыми трендами мотоциклостроения, поэтому этот аппарат уже в заводской комплектации отличается от старого, ещё советского «Минска»: 125-кубовый четырёхтактный двигатель с электростартером, передние дисковые гидравлические тормоза, удобная эргономичная посадка, штатный стеклопластиковый обтекатель фары. Словом, достойный ответ белорусов китайским производителям мототехники.
Но самое главное в этом мотоцикле сделано руками самого Вадима Траченко. Крыша – это первое, что обращает на себя внимание. Да-да, у этого мотоцикла есть пластиковая крыша, которая надёжно защищает водителя и пассажира от дождя (а в случае с Вадимом – ещё и от снега).
«Крыша сделана из подкрылка от грузовика ГАЗ. Я давно задумывал оборудовать мотоцикл крышей и искал, из чего бы её сделать. А тут шёл по авторынку, увидел эти подкрылки, и всё сразу сложилось. Правда, они только парой продаются. Из второго сделал крышу для скутера, который у меня тоже есть», – показывает Траченко на ещё одного двухколёсного коня, стоящего во дворе его дома.
Вадим установил на мотоцикл увеличенное лобовое стекло, предусмотрел ручные щётки-дворники на случай непогоды, прикрутил крепление для видеорегистратора и интегрировал в пластиковую крышу автомагнитолу с динамиком.
— У меня спрашивают, слышу ли я музыку, когда еду на мотоцикле в шлеме, – смеётся Вадим. – Но мне достаточно включить звук на полную, и все понимают, что не только я всё слышу, но и все вокруг на улице.
— А мотоциклетный аккумулятор не садится из‑за дополнительной нагрузки? – спрашиваю я.
— Аккумулятор я поставил от автомобиля. Он в специальном отсеке в коляске. От него же питается прожектор, который бывает совсем не лишним на рыбалке, – парирует Траченко.
Пассажир без шлема
Коляска мотоцикла достойна отдельного описания. По словам Вадима, рама коляски сварена по заводской технологии, по чертежам, которые он нашёл в Интернете.
«Подвеска заводская, с другого мотоцикла «Минск», все детали ходовой штатные. Пассажиров в коляске я не вожу, потому что она самодельная и считается грузовой. Но в ней ездит мой лучший друг – пёс Рокки», – рассказывает Вадим.
Он приводит Рокки – активного пса, который всё время, пока мы беседовали, скулил за воротами во дворе дома. Рокки тут же, как только Вадим приподнимает съёмную крышу коляски, запрыгивает внутрь. В передней части обтекателя для собаки есть специальное окно, в которое пёс сразу же высовывает голову. Он явно намерен куда‑то ехать.
— Пока коляски не было, я его просто ставил перед собой на скутере – там внизу есть площадка для ног. И в таком виде он со мной ездил. Он это дело очень любит. Никогда не спрыгивал на ходу – всегда ждал, пока я остановлюсь, – поглаживая пса, рассказывает Вадим.
— А у сотрудников ГИБДД не возникает вопросов из‑за того, что коляска самодельная?
— Меня несколько раз останавливали, но проблем не возникает: сам мотоцикл зарегистрирован, рама заводская. Есть все документы, страховка. Я на нём не гоняю, максимум – 80 км/ч. Был случай: останавливают меня сотрудники ГИБДД, документы проверили и, показывая на собаку, спрашивают, почему пассажир без шлема. Посмеялись, конечно.
Улыбаются и машут
Вадим Траченко – заядлый рыбак. Из‑за этого увлечения у него и родилась идея усовершенствовать обычный мотоцикл. В коляску легко помещается не только Рокки, но и палатка с надувной лодкой. Часть поклажи можно разместить на импровизированном багажнике на крыше коляски, сделанном из подлокотников офисного кресла.
— Собрать такую конструкцию не каждому по силам. Давно занимаетесь подобным техническим творчеством?
— Я сам по специальности механик. По работе пришлось многие профессии освоить: и сварщика, и электрика, и слесаря. Поэтому нельзя сказать, что для меня это было очень сложно. Сделал почти всё из подручных материалов. Была задача сделать весь обвес максимально лёгким, чтобы не перегружать двигатель. Поэтому и материалы подбирал соответствующие: стойки для крыши, стенки коляски сделал из алюминия, крыша пластиковая. Из стальной трубы – только рама коляски.
— Сколько времени у вас ушло на такое усовершенствование мотоцикла? И сколько вы денег на это потратили?
— Сложно сказать. Все усовершенствования появились не одномоментно, а со временем. На строительство самой коляски я потратил около месяца, чтобы всё сварить, покрасить, подогнать. Занимался в свободное от работы время, вечерами, по выходным. А по деньгам – специально не считал. Получились какие‑то копейки. Ничего дорогого там нет. Помню, что комплект подкрылков обошёлся мне 600 рублей.
— По своему опыту могу сказать: те, кто видят вас впервые, точно не остаются равнодушными. Как люди реагируют на ваш мотоцикл, когда видят его на дороге?
— Машут, сигналят. Увидят, что я еду с собакой, и улыбаются. Мне всегда очень приятно такое внимание. Некоторые спрашивают, сам ли я всё сделал, из чего. Машиной сегодня редко кого удивишь. А вот такими вещами ещё можно.