Для Италии La Battaglia di Nikolaevka (битва в Николаевке) – то же самое, что Сталинград для немцев или Бородино для русских.
Пушечное мясо
В начале 1943 года советские войска начали Острогожско-Россошанскую наступательную операцию. Под их натиском итальянцы, венгры и немцы были вынуждены отступать от Дона на запад по ледяной степи, порой при 30-градусном морозе, на каждом километре теряя десятки и сотни своих солдат от обморожения, холода и схваток с советской армией.
«Один из ветеранов вспоминал, как 24 января, сидя за радиостанцией, он получил радиограмму о том, что со стороны Россоши идёт итальянская армия – около 20 тыс. человек, – рассказывает заведующая Ливенским филиалом Красногвардейского краеведческого музея Татьяна Ерыгина. – Затем люди наблюдали, как они приближаются, идут по холмам чёрной полосой. Вначале шли итальянцы, за ними венгры и немцы. Можно сказать, что итальянцев использовали как пушечное мясо».
26 января завязался бой. В течение дня боеприпасы и продовольствие противнику подбрасывали два самолёта, но прорвать советские позиции не получалось. Наши держались, не позволяя Итальянскому альпийскому корпусу даже немного продвинуться. Итальянцы с каждым часом теряли надежду на спасение под постоянными артиллерийскими налётами.
Голодные и замёрзшие
Вечером, собрав все свои силы, войска противника в отчаянии пошли в атаку. Они сумели прорваться через северную окраину Ливенки и вышли на дорогу, ведущую к селу Успенскому. Советские войска решили поберечь свои силы и не преследовать и так побитых итальянцев.
«Бежали уже в другом порядке: сначала немцы, потом венгры и в хвосте – итальянцы, – продолжает Ерыгина. – Альпийцы заняли все хаты. По воспоминаниям жителей, находились солдаты в плачевном состоянии. Голодные и замёрзшие, в женских одеждах и платках, итальянцы вылавливали из кипящей воды сырую картошку, не в силах дождаться, пока она сварится. Местным жителям они говорили, что не хотели войны».
На поле боя противник оставил по разным данным от 2 до 3 тыс. погибших, 600 человек советские войска взяли в плен. К 1 февраля, когда уцелевшие итальянцы, венгры и немцы вышли к Белгороду, их осталось всего 6 тыс. Остальные погибли в бою, умерли от обморожения и истощения, были ранены или попали в плен.
Через тоннель
С тех пор в село стали наведываться итальянцы, в основном в день боя – 26 января. Как их деды и прадеды, они идут пешком от самой Россоши и доходят до Ливенки.
«Итальянцы берут старую карту и идут прямо по холмам и через небольшой тоннель под железной дорогой, который существовал и в те времена. Ночью стучатся в какое‑нибудь окно, кричат: «БабУшка, бабУшка». А наши женщины не боятся, принимают их, – улыбается Татьяна Александровна. – В Ливенке итальянцы заходят в музей и местную администрацию, а потом отправляются дальше в Валуйки».
Раньше потомки альпийских стрелков приезжали целыми автобусами. В прошлом году уже прибыли не родственники погибших, а просто двое их соотечественников 40–45 лет, увлечённых историей и путешествиями. Приезжали без переводчика, и жители села на пальцах пытались с ними общаться.
Многие предметы, хранящиеся в ливенском музее, подарили сами итальянцы. На память ливенцам вручили картины, плакат, посвящённый 50-й годовщине освобождения Николаевки, вымпелы, с изображёнными на них перьями – символами альпийской дивизии.
Благодарим российских женщин
В музее хранится письмо с подписями итальянцев, посетивших село в августе 2012 года:
«Цель нашего паломничества – проследить путь страданий наших и ваших отцов, дедушек и бабушек. Мы хотим вспомнить о трагических событиях и о тех несчастных мальчиках, которые были отправлены на фронт без их воли.
Мы дети и внуки людей, которые были оторваны от своих семей, изгнаны из своих домов из‑за игр сумасшедших политиков и которые познакомились с добрым и великодушным народом. Мы здесь для воздания почестей…
Мы все надеемся, что мир сегодня является долговечным, что правительства во всём мире радеют только за процветание их народов. Военнослужащие Альпины, которые вернулись на Родину, уверены, и мы хотим сказать об этом сейчас: «если мы живы, мы должны поблагодарить российских женщин, которые нас кормили во время печального и трагического пути на Запад».
Рельс вместо пулемёта
Среди военных экспонатов Ливенского филиала Красногвардейского музея можно увидеть каску венгерского солдата, осколочную гранату, магазин от винтовки, разорвавшийся снаряд, корпус немецкого противогаза и танковый пулемёт.
«Часть предметов музей принял в дар, часть собирали у местных жителей, – говорит Татьяна Ерыгина. – Особенно интересная история у танкового пулемёта. Долгие годы он стоял у одной бабушки в подвале. И не просто стоял, а поддерживал старую дверь. Наши земляки увидели этот пулемёт и пошли к бабуле, попросили отдать. Та стала причитать, что у неё всё завалится. Тогда мужчины пошли к начальнику станции и выпросили у него подходящего размера рельсу, притащили её старушке и обменяли на столь необходимый ей предмет».
Справка. Итальянские войска воевали в России полтора года, а корпус альпийских стрелков (одно из лучших соединений итальянской армии) был на Дону в составе 8-й итальянской армии всего полгода. На Дон прибыло 57 тыс. стрелков. Вернулись домой 11 тыс.
Национальная ассоциация альпийских стрелков ежегодно проводит в Брешии ряд памятных мероприятий, во время которых вспоминает и о сражении у Николаевки. В городе Кончезьо одну из улиц назвали «Николаевка». Также в Италии издали почтовую марку, посвящённую бою.