Это было очень давно. Но и в нынешнем столетии, проезжая по улице Дорошенко, а это центральная улица Корочи, я засматриваюсь на двухэтажный старинный особняк, в котором сейчас находится районный историко-краеведческий музей. А в позапрошлом веке дом этот принадлежал купцу Михаилу Гольцеву. Ни купца, ни наследников его уже нет, но осталась память о тех временах, которую сохранили в проекте «Короча купеческая».
«В нашем уезде в XIX веке было 430 торговых заведений. В Короче ежегодно проводилось шесть ярмарок, да по две недели каждая, – рассказала директор музея Наталья Дубинина. – Самая крупная из них была осенью на Рождество Пресвятой Богородицы. Торговали яблоками, соками, сухофруктами и, естественно, винами».
«Короча купеческая» состоит из трёх экспозиций: зал в здании музея, где представлены вещи, которые были в купеческих домах, подвал под особняком со снедью, характерной для позапрошлого века, и стилизованная торговая лавка в музейном дворе.
«Мы не стали выкорчёвывать старые яблони и вишни. Во‑первых, они хорошо плодоносят, а во‑вторых, деревья эти передают атмосферу купеческих подворий позапрошлого века», – подчеркнула Дубинина.
Уездный двор
В музейном дворе разместился образовательный комплекс под названием «Интересный двор уездный».
«Здесь мы проводим с детишками интерактивные игры, музейные уроки и мастер-классы декоративно-прикладного искусства. На демонстрационной площадке читаем лекции и показываем фильмы. В дворянском уголке пьём с посетителями чай. А в крестьянском сарае они узнают о ремёслах и промыслах, которые были в нашем уезде до 1917 года. Рядом– дворовый уголок с печью и сушнёй для сухофруктов. Здесь мы учим приготовлению разных вкусностей минувшей эпохи», – продолжила рассказ Наталья Дубинина.
Изначально проект планировали сделать сезонным, но получился он круглогодичным.
«На Новый год ставим ёлку, празднуем Масленицу, организуем детские спектакли. Детям ведь интересно не только увидеть экспонаты, но и потрогать их руками, ощутить дыхание минувшего времени», – пояснила Дубинина.
Холодильник прошлого
Мы спустились в купеческий подвал.
«Это холодильник прошлого. В подвале купцы хранили молочные продукты, квас, вина, соления, овощи и фрукты, – рассказала Наталья Дмитриевна. – Мастера из Дома ремёсел сделали муляжи кусков мяса, сала, колбасы. А овощи сотрудники музея принесли со своих грядок».
— Но они же не могут храниться вечно. Едите, наверное, всем коллективом? – поинтересовался я.
— Это музейные экспонаты, нам нельзя их есть. А вот использовать овощи в мастер-классах для приготовления старинной еды – можно, – ответила Дубинина.
Экономия и быт
Лавка, конечно, новодел, но, по словам директора музея, максимально точно копирует торговое заведение XIX века.
«У моей бабушки отец, как она рассказывала, имел экономию – так в старину называли торговые лавки. В экономии этой наряду с продуктами продавали одежду, обувь, газ (так в то время называли керосин), скобяные изделия, ткани, мыло, свечи… В общем, всё, что было нужно жителям», – поделилась Дубинина.
В самом помещении музея, в небольшой комнате, представлен купеческий быт. Клавесин конца XIX века, сундук, при захлопывании крышки которого замочные пружины звучат, как расстроенные гитарные струны. Иконы и семейные портреты корочанских купцов.
«Наше здание приняло вид купеческой усадьбы. Надеемся, что экспозиция привлечёт внимание молодёжи. Пусть смотрят, размышляют, а может, и учатся на истории купеческой Корочи», – подытожила директор музея.
Справка. Купечество было третьим сословием в России в XVIII – начале XX века после дворянства и духовенства. Частная жизнь купечества представляла собой островок патриархальной среды, где традиции считались основой жизни. В то же время купцы не чуждались светских развлечений – театров, выставок, концертов. Это помогало им завязывать нужные знакомства и заключать выгодные сделки.
Отличали купцов религиозность и бережливость. Они много жертвовали на храмы и монастыри, а вот в быту были бережливыми до скупости. Чрезмерные расходы на личные нужды они считали предосудительным. Вполне нормальной была ситуация, когда сын донашивал кафтан отца или даже деда. Подобная экономия распространялась на все сферы частной жизни.