Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
19 декабря 2016, 07:53
 Анна Морозова 4632

Традиции на новый лад. Зимняя «Маланья» рассказала, чем жила Белгородчина 300 лет назад

Традиции на новый лад. Зимняя «Маланья» рассказала, чем жила Белгородчина 300 лет назад Фото Вадима Заблоцкого
  • Анна Морозова
  • Статья

Героев, коих не напугала цифра на градуснике в субботний день, 17 декабря, оказалось немало. После полудня вереницы машин потянулись в этнодеревню Кострома в Прохоровском районе. Именно здесь, в парке «Ключи», прошёл второй фестиваль народности и исторических реконструкций «Маланья зимняя».

В стародавние времена многим современным девицам пришлось бы несладко. Такая мысль приходит в голову, когда смотришь на прилавки с платками ручной работы. Губы уточкой не прокатывали, приходилось долгими ночами при свете свечи вышивать на свою голову такую вот красоту. А поленишься – сидеть тебе, бесприданнице, в девках до старости.

Всё же, что сделал своими руками добрый молодец, автоматически становилось главным арт-объектом в доме. Даже если это простая домашняя утварь.

«На Руси, когда молодые женились, родители дарили им берестяную хлебницу и поднос. Первое – для того чтоб в доме всегда водился свежий хлеб, второе – чтобы жена могла красиво поднести чарочку гостям. Такая была примета», – поясняет мастер Наталья

Наталья приехала из Ростова-на-Дону, чтобы презентовать на фестивале берестяную продукцию. Всего же на ярмарке были представлены 22 муниципальных образования области и четыре российских региона.

Суеверных примет у наших прадедов было хоть отбавляй. Об одной из них рассказала руководитель кружка декоративно-прикладного творчества Виктория Подушкина. Уже много лет она учит детей из села Бехтеевка Корочанского района делать пёстрые народные куклы:

«У старинных кукол не было лица, потому что наши предки верили: если она обретёт лицо, то в неё непременно вселится злой дух, который будет вредить ребёнку. На изготовление каждой такой куклы уходило от двух часов до нескольких дней. Если кукла была обрядовая, или обережная, то вставать с места, пока не доделаешь её, было нельзя».

Как только отвлеклись на куклы, в ухо прилетел снежок от Деда Мороза! Их тут оказалось множество – на любой вкус и цвет. Оказалось, что здесь собрались сливки дедморозовского сообщества – по одному лучшему от каждого района.

  • Корреспондент Анна Морозова.

  • Виктория Подушкина

Гвозди и валенки

Мёрзнуть народу было некогда. Тренажёрный зал на свежем воздухе организовали настоящие русские богатыри – участники клуба атлетического многоборья «Эра». Почтенным мужам и отпрыскам они предлагали похвалиться своей силушкой, вогнав гвоздь в деревянную чурку. Но то ли руки от холода свело, то ли силушки к субботе не осталось, но попадал по цели далеко не каждый.

«Дайте‑ка мне лучше попробовать», – взяв в руки молот, сказала хрупкая барыня в цветастом платочке и с одного удара вбила гвоздь по самую шляпку. Есть ещё, оказывается, женщины в русских селеньях.

Изба, к счастью, не горела, а конь спокойно катал в своих санях всех желающих. И потому Алина (так звали силачку) отправилась мериться сноровкой со своим мужем в бою на мешках. А в это время их сынишка штурмовал гору на санках и завоёвывал снежную крепость. А затем все оказались в одной куча-мала – после конкурса по перетягиванию каната.

Согреться всем, кто легко оделся, помогали и студенты из клуба народных игр «За! Валенки!». А ребята по соседству дарили всем возможность почувствовать себя средневековым лучником.

Те же, кому хотелось ратных подвигов повнушительнее, отправлялись на площадку, где хозяйничал клуб «Белгородская засечная черта». Постановочные бои русских служивых с крымскими татарами зрители сразу обрекли на успех и аплодисменты.


Посиделки на Николу

В этом году фестиваль проходил накануне дня памяти одного из почитаемых на Руси святых – Николая Чудотворца.

«Праздник проходит в пост, потому у нас на столе ничего мясного – только грибочки, огурчики и другие соленья. Обязательно был чай. Но собирались больше не есть, а веселиться да посплетничать», – рассказал руководитель фольклорного ансамбля «Истоки» Василий Алехин.

Кстати, чай на Руси тоже был особенный.

«Исконно наш напиток – это иван-чай. За границей именно его называют русским, или богатырским, чаем. До революции 1917 года наша империя в больших количествах экспортировала его в Англию», – показывает товар лицом чайный мастер Константин Грибоедов из Прохоровского района.

Раньше считалось, что ко дню Николы (по–новому календарю 19 декабря) устанавливаются первые сильные морозы. Полагают, что именно Николай Чудотворец стал прообразом современного Деда Мороза.

К этому дню было принято готовить побольше праздничных блюд, ведь гуляли несколько дней. На столе обязательно был каравай, рыбий холодец и постный борщ. А ещё варили брагу да приговаривали: «Красна Никольщина пивом да пирогами».

Продукты для стола брали на ярмарке, которая проходила на главной площади села. На Никольских ярмарках никто не боялся мошенничества – верили, что среди шумной людской толпы ходит сам угодник, следит за всеми и наказывает лгунов и проходимцев.

  • Белгородка Ольга Скоробогатько – старается бывать на всех фестивалях.

А вот кому вареники?

А ещё блины, плюшки, петушки на палочках, яблочки мочёные и море других вкусностей наперебой предлагали гостям фестиваля заезжие купцы.

«Попробуй, это тебе не гамбургеры трескать. Натурпродукт!» – рекламирует расписной пряник тетушка за прилавком.

Кое‑кто даже угощал бесплатно:

«Здоровья пожелаете – да и ладно будет», – приговаривая, наливает душистый травяной чай бабушка Фаина.

Народ уплетал натурпродукт за обе щеки, не забывая и про зрелища. На сцене фестиваля – многоцветье костюмов, национальные пляски и песни – всё смешалось в одну яркую какофонию. Подогретые чаем румяные гармонисты добавили разухабистости народным гуляниям.

А пока песня лилась да хороводы водились, народные умельцы затягивали пытливые умы на свои мастер-классы. Дуй стеклянные фигурки, свечи лепи, лапти плети – в хозяйстве всё сгодится. А коль не сгодится – продашь.

«Я здесь в гостях у бабушки, она меня сюда и привезла. Мы накупили кучу всяких этнических сувениров, сейчас они в моде. Русская народная культура – величайшая из всех существующих!» – уверен москвич Костя Лабутин.

Не пропускает ни одной «Маланьи» и белгородка Ольга Скоробогатько

«Мне всегда тут нравится. А в этом году ещё и транспортную проблему решили – нас привезли автобусом прямо от Центра молодёжных инициатив. Уже ждём летний фестиваль, говорят, будет весело!»

«Будет!» – подтверждает директор ЦМИ, член Общественной палаты РФ Константин Курганский. Поскольку «Маланья» родилась пять лет назад, то в июне фестиваль отметит свой первый юбилей.

«Особенность «Маланьи» как проекта в том, что она делается молодёжью для молодёжи. Сами понимаете: привлечь внимание подрастающего поколения к народной культуре непросто. А такой формат помогает ощутить, насколько интересен мир исконно русских традиций», – уверен Курганский.

Выбор даты проведения фестиваля, по его словам, тоже не случаен. «Маланья зимняя» – это способ не только раскачать белгородцев к предстоящим праздникам, но и показать, что Новый год может ассоциироваться у нас не только с очередями в магазинах. Консервировать время 300–летней давности, конечно, никто не собирается. Но освежить некоторые моменты в памяти не помешает.

Фоторепортаж с зимней «Маланьи» смотрите здесь.


Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×