С иголкой с детства
Как только переступаешь порог небольшой, но уютной студии Камиллы, расположенной на Академической улице, сразу понимаешь: ты попал в гости к человеку творческому и энергичному. Это арендованное помещение дизайнер полностью приспособила под себя. В то время как я разглядываю интересный декор стен и многочисленные дипломы российских и международных конкурсов, Камилла рассказывает, что мастерская позволяет выполнять всю необходимую работу. Вот тут, сидя в кресле, она рисует эскизы. При необходимости это рабочее место трансформируется и подходит для пошива индивидуальных заказов. Когда нужно заняться более масштабными задачами, на помощь приходят швейные цеха.
Дедушка Камиллы был выездным портным, мама работала в ателье. Сама дизайнер уверена, что с выбором профессии ей помогла определиться не причастность семьи к миру искусства, а тяга к дизайнерской деятельности ещё в раннем детстве:
«Лет с пяти у меня начало проявляться желание к формообразованию, мне хотелось сделать что‑то, с собой всегда были лоскуточки, иголочка, ножницы. Я этим горела. Летом любила дни, когда шёл дождь, потому что тогда меня не выгоняли на улицу и я могла сидеть и творить. Мне это было интересно. До многих вещей доходила сама. В 10-м классе начала брать заказы. Понятно, что технологическая обработка страдала. Но, тем не менее, для меня было важно, что я понимаю, как это сделать. Поэтому особо большого вопроса в выборе профессии не стояло».
Камилла понимала: чтобы пробиться и чего‑то достичь в выбранной ею сфере, нужна материальная база (для многих талантливых студентов, не имеющих финансовой поддержки, дорога к продвижению практически закрыта). Поэтому дизайнер начала активно копить и параллельно учиться. С отличием окончила Белгородский механико-технологический колледж, потом поступила на факультет технологий и дизайна в Российский госуниверситет туризма и сервиса, откуда тоже вышла с красным дипломом. Несмотря на достаточно хорошие полученные знания, понадобились и дополнительные занятия:
«В нашей образовательной системе практически нет метода наколки (моделирования одежды прямо на манекене или фигуре с помощью булавок – прим. авт.). К сожалению, она потерялась, когда при СССР начали возводить гигантские предприятия. Работа шла на поток, а метод наколки всё же ближе к индивидуальной системе. И та наколка, что была, умерла. А Европа практически вся работает на этом методе. Потому что он очень удобен для поиска формы. Его используют, когда необходима интересная инструкция и надо работать с тканью как скульптор».
Камилла узнала о хорошем специалисте в этой сфере, японском профессоре Тамоцу Кондо, который разрабатывает собственные манекены, путешествует по миру и делится знаниями. Но чтобы попасть к нему на мастер-класс, нужно было иметь некоторую подготовку. Поэтому сначала Камилла пошла учиться к опытному преподавателю Ирине Сычёвой, а через год, наконец, попала к Кондо. Освоив интересующий метод, Камилла сама стала преподавать и ездить в ближайшие города, чтобы делиться знаниями. Позже дизайнер училась и у немецкого конструктора Бригитты Боргман, которой многие европейские специалисты заказывают конструкции своих коллекций.
«Теперь процесс изготовления я могу начинать от точки вдохновения, эскиза. Моё образование позволяет самостоятельно делать конструкторскую часть и контролировать её. Если делает кто‑то другой – исправлять, корректировать до готового изделия. Для меня это большой плюс. Потому что сейчас много дизайнеров, которые, например, зарабатывают себе имя в сфере шоу-бизнеса, а потом на базе него делают линию. Но, как правило, им приходится нанимать конструктора, технолога, художника. А я понимаю, как всё это делать. Могу как с нуля взять и всё закончить, так и выполнить какой‑то этап производства», – похвалилась Камилла.
После окончания университета её заметила Международная ассоциация «Союз дизайнеров». Ей предложили членство. Но для этого надо было подготовить хорошее портфолио и пройти серьёзную комиссию. С этими задачами дизайнер успешно справилась.
Высокая мода и прет-а-порте
Сейчас в творческой копилке белгородского дизайнера шесть коллекций. Она работает в различных направлениях: высокая мода, прет-а-порте (повседневная одежда), корпоративная форма.
В прошлом году Камилла заняла второе место на фестивале Fashion Marine в Италии, где представила коллекцию «Комильфо City». Ей хотелось сделать что‑то из прет-а-порте, создать одежду, в которой каждая девушка могла бы чувствовать себя комфортно и привлечь внимание в любой ситуации: в торговом центре, на улице и так далее. Камилла даже не ожидала, что её коллекцию отметят. Это была работа не дизайнера, а модельера, когда на базе уже имеющейся конструкции разрабатываются изделия, моделируются иные формы. Однако жюри оценило цветовые решения и правильно расставленные белгородкой акценты.
Другая её коллекция – «Дыхание дворцов» – относится уже к высокой моде. В ней много ручной работы. Автор вдохновилась поездкой в Прагу. Эта коллекция путешествовала по различным проектам, побывала в Италии.
«Некоторые платья занимают четыре недели работы, но потом просто душа поёт, когда ты понимаешь, сколько труда в это вложено, что это уникально и не повторится», – призналась Камилла.
По её словам, на творчестве в последнее время отразилась внешнеполитическая обстановка. Раньше закупку всех материалов она делала в Харькове: там они и дешевле, и выбор в несколько раз больше. Белгород в этом плане очень сильно отстаёт – бывает, найдёшь здесь кружево, а ткань под него подобрать невозможно. Поэтому часто приходится что‑то изменять или искать другой выход. Так что Камилла хочет возобновить поездки на Украину. В ближайших планах также сотрудничество с белгородским скорняком Андреем Леоновым, сочетание в изделиях меха и тканей.
Официант в стиле рококо
Ещё одно интересное направление работы модельера – корпоративное. Оно приносит больше прибыли, чем индивидуальные заказы, но здесь есть свои сложности. В Интернете сейчас много униформы, и работодатели предпочитают заказывать её там. Но есть и исключения. В Москве Камилла работала с объединённым домом отдыха «Шереметьевский». Нужно было охватить всю линейку одежды для персонала отелей и ресторанов.
«Сначала я узнаю предпочтения в фирменных цветах. Если они уже есть, осматриваю здание, помещение, предприятие. Начинаю изучать одежду персонала: кому какая блузка нужна, какой фартук, какая одежда будет удобна и из каких материалов, какие карманы нужны и где они будут располагаться. Работа больше идёт под заказчика. Но где‑то в любом случае можно вносить что‑то своё. Я делаю и закупку материалов, каждый момент обсуждаем, согласуем», – отметила Камилла.
А её корпоративная коллекция «Рококо story» изначально предназначалась для официантов ресторана «Белогорье». Мастер планировала сшить что‑то возвышенное, что стало бы продолжением интерьера, который, как поняла девушка после тщательного штудирования литературы, больше относится к рококо. «Рококо story» в итоге стала путешествовать по различным конкурсам и мероприятиям и не раз заслуживала высокую оценку экспертов.
Коллекции – большой творческий толчок для дизайнера, но они требуют крупных финансовых затрат. Поэтому к Камилле чаще обращаются с индивидуальными заказами невесты, выпускницы – те девушки, которые хотят красивое и уникальное платье. Сейчас график дизайнера практически полностью заполнен заказами от выпускниц.
«По индивидуальным заказам я работаю не для каждого. Мне нужно вдохновение. Не люблю работать по принципу «а сделайте мне вот это, точно так же». Для меня это не творчество. Меня больше вдохновляет возможность проявить свои идеи. В таком случае стараюсь переубедить человека, но, если кому‑то уж очень сильно что‑то понравилось в Интернете, предлагаю добавить какие‑то детали, что‑то немного изменить», – делится дизайнер.
Тренды и бренды
Камилле нравится творчество многих модельеров:
«Я обожала Александра Маккуина, следила за ним с 1997 года, когда он стал работать в Givenchy. Он был близок мне своим пониманием искусства. Очень любила его коллекции. Глубоко изучала творчество Кристиана Диора, его прогремевший New Look, который перевернул мир моды. Обожаю Шанель и Эльзу Скиапарелли. Из российских дизайнеров нравятся Ульяна Сергиенко, Игорь Гуляев, с уважением и почтением отношусь к Вячеславу Зайцеву. Но вообще считаю, что не нужно особо заглядываться на других дизайнеров. У меня должна быть своя мысль, своя идея, своё творчество в голове. В силу тенденций какие‑то нюансы должны быть, и, как правило, они прослеживаются в каждой коллекции. Чтобы коллекция осталась востребованной, нужно идти в ногу со временем».
Общаясь с дизайнером накануне Нового года, мы не могли не спросить: что же будет модно в 2017-м?
Оказалось, ежегодно институт цвета Pantone утверждает десять цветов, которые становятся трендом. В 2016 году главными были оттенки «розовый кварц» и голубой serenity. В сезоне весна – лето 2017 самыми популярными станут «ниагара» и «цвет жёлтой примулы». Из прошлого сезона перекочевали зелёный, синий, светло-розовый. Хотя далеко не все дома моды следуют этим трендам и делают свои коллекции в таких оттенках. Одежду успешных и признанных дизайнеров всё равно будут носить, ведь у них уже выработался свой стиль, у которого есть свои поклонники.
На вопрос о том, какие черты характерны для её стиля, Камилла ненадолго задумалась и уверенно ответила:
«Я всегда нахожусь в поиске. В любом случае мой стиль определён. Я приверженец того, что одежда должна сидеть максимально идеально по фигуре, и всегда хочу подчеркнуть женственность в девушке. Мой творческий почерк – это лаконичность в линии, в деталях. Подчеркнуть достоинства и скрыть недостатки – главная задача».