Несколько веганов Белгорода рассказали, зачем им это нужно и легко ли придерживаться выбранного пути. Редакция обращает ваше внимание на то, что опыт каждой героини опирается на разные мнения и источники, поэтому прежде чем последовать их пути, проконсультируйтесь со специалистом.
Анастасия, студентка БГТУ, музыкант:
«Я стала веганом примерно четыре года назад. Делала себе дреды, а это процесс очень долгий. Целый день мы заплетались и попутно болтали с мастером Наташей. Коснулись темы вегетарианства. Она угостила меня соевым молоком, рассказала о своих убеждениях, и мне стало интересно провести эксперимент над собой – смогу ли я так же?
Тогда не было никаких моральных мотивов, только желание проверить себя. Отказ от мяса и рыбы дался очень легко, я и так их особо не ела, поэтому решила пойти дальше – полностью исключить животные продукты и посмотреть, что из этого выйдет.
Поначалу было ощущение, что чего‑то не хватает. Нужно было не просто выкинуть мясо из рациона, а найти продукты, которыми можно компенсировать белок, аминокислоты и витамины. Я изучила множество информации: cмотрела фильмы, читала литературу, искала новые продукты, училась понимать, что написано на упаковке. Люди боятся всех Е (говорит о добавляемых в продукты консервантах, содержащих буквенный код Е – прим. ред.), но не знают, что это может быть сода или лимонная кислота. Месяца три ушло на глубокое изучение вопроса, а потом всё стало автоматически.
Проблем с продуктами нет: cейчас в городе есть как минимум три специализированных магазина плюс экологические и диетические отделы во многих супермаркетах. Есть косметика со значком белого кролика – это значит, что она не тестировалась на животных. Радует и то, что появляется много вегетарианских и постных предложений в общепите. Я это объясняю модой на здоровый образ жизни, где вегетарианство – ответвление здорового питания.
У нас вообще сильна традиция постного питания. В царской России вегетарианство было модным, было масса кафе и столовых, журнал «Ни рыба, ни мясо». В советское время это, напротив, не одобрялось.
Сейчас чувствую себя лучше морально и физически. Мне хорошо на душе от того, что никто не страдал ради того, чтобы я пообедала. А ещё меньше утомляюсь, меньше времени нужно на сон. Меняются вкусовые привычки, расширяется вкусовой диапазон. Я полюбила хумус, сама делаю сладости и соевое молоко.
Веганство – это не только еда, но и этичная одежда, обувь, косметика, в производстве которых животные не подвергаются насилию и эксплуатации. Это особый образ жизни. На данный момент я стараюсь исключить животные компоненты, но это едва ли возможно: никогда не знаешь, где ждёт подвох. К примеру, холсты для художников пропитываются особым веществом с желатином, а он сделан из костей. Можно купить обувь из кожзама, но там окажется кожаная стелька.
Для меня уступки неприемлемы: никаких свитеров или косметики, испытанной на животных. Даже если шерсть от деревенской овцы – это всё равно вопрос неволи, эксплуатации. О деревенской корове заботятся и холят её, но когда она состарится – её не похоронят с почестями, её съедят.
Веганство – это отказ от эксплуатации. Я всегда примеряю участь животного на себя: хотела бы я, чтобы со мной так поступали? У меня довольно радикальные взгляды, знаю, многие веганы не столь критичны. Я просто человек категоричный, это относится ко всем сферам жизни. Как я могу делать себе поблажки, когда другие берут с меня пример?
Среди друзей есть всеядные (я предпочитаю такое слово, мне кажется, оно тактичней, чем мясоеды). Это их личное право. Я никому ничего не навязываю, это может вызвать только защитную реакцию.
Лучший пример – это твой собственный. Если я здорова, хорошо себя чувствую и выгляжу, если у меня вкусная еда – кого‑то это может заинтересовать. Например, мой молодой человек ел мясо, мы просто готовили разную еду. Полгода назад он решил попробовать стать вегетарианцем и до сих пор придерживается этого».
Александра, басистка в духовом оркестре филармонии:
«Мой переход на веганство связан со здоровьем. Начались небольшие проблемы, я стала обследоваться у врачей, и мне сказали что‑то вроде «либо само пройдёт, либо никто не поможет». Я стала копать информацию по теме, менять образ жизни на более здоровый. В первую очередь занялась своим абсолютно неправильным питанием. Мясо, жирное, жареное – всё это очень вредно. Также я убрала молоко, кефир, творог, яйца. Остался только один животный продукт – сыр. Безумно люблю его вкус, но со временем откажусь и от него, уже по идеологическим соображениям.
Все мужчины в моей семье едят мясо. Я готовила отдельно им и себе. Сейчас я уже не могу: для меня все эти ножки и тушки – части живого существа, невыносимо их видеть. Равно как и чувствовать запах: обоняние стало очень чутким.
Если я куда‑то еду с друзьями, я всегда продумываю, будет ли у меня что поесть. Все уже привыкли и на празднике готовят мне отдельно пару простых блюд. Но в кафе и рестораны особо не походишь, почти все блюда содержат что‑то животное.
Я себя чувствую лучше, мои проблемы со здоровьем решились, в том числе благодаря голоданию. Я голодала по трое суток – только пила воду. Это отличная чистка для организма – ему нечем питаться, он расходует свои клетки и начинает с плохих. Также по состоянию кожи заметно, что это правильная диета: исчезают прыщи, запах пота, запах изо рта. Хотя я знаю людей, которым веганство не подошло. Знакомая девушка рассказывала, что после отказа от мяса у неё пошла сыпь по телу. Но это нормальная реакция, организм начинает чиститься от токсинов, нужно помочь ему пройти этот этап.
Веганство привело меня к экологичному образу жизни. Это очень интересно и совсем не трудно, нужно просто поменять свои бытовые привычки, сократить количество отходов, перейти на более натуральные материалы. Вместо моющего средства – горчица. Вместо кремов – натуральные масла. Натуральный хлопок и лён, но не шерсть и кожа.
У нас с сестрой есть интернет-магазинчик веганской еды, и мы мечтаем создать магазин без упаковки, где продукты продаются на вес и в свою тару. Это помогает уменьшить количество упаковки, мусора и не покупать сверх меры, чтобы потом не выбрасывать продукты».
Анна, учитель музыки, стилист:
«Я вегетарианка восемь лет и веган почти год. Это моя идея фикс с самого детства. Я очень хотела к этому прийти, но в то же время мясо очень любила. Мой самый большой детский страх – видеть, как мама разделывает рыбу или курицу. Это меня мучило долгое время: я же тоже буду мамой – придётся разделывать рыбу, а я не могу. Значит, не выйду замуж. Сейчас смешно, конечно. Своему молодому человеку сразу сообщила, что не смогу ему готовить мясо. Он просто сказал: «Ну окей, я сам буду». Сейчас он тоже не ест мясо, иногда сам себе может приготовить рыбу, а так еду мы готовим сообща.
У него был барабан с кожаной мембраной, и я начала возмущаться, что это живодёрство. Он меня быстро осадил, напомнив, что полчаса назад я нахваливала сосиски за ужином. Тогда я и решила попробовать отказаться от мяса, чтобы не только на словах быть хорошей.
Я не ела две недели и считала каждый день, меня ужасно ломало без котлет и отбивных. Я еле дождалась конца срока и сразу помчалась за шаурмой. Ем её и чувствую – не такой‑то и приз хороший, важность мяса я сама себе надумала за это время.
Потом было ещё несколько срывов, когда меня начинало ломать, я шла к холодильнику и ела оставшийся от ужина остывший кусок мяса. Это оказалось очень полезно, потому что я снова и снова разочаровывалась в его вкусе, пока оно не перестало меня интересовать совсем.
В 2008 году в Белгороде вообще не было никаких магазинов и продуктов, поэтому несколько лет я тупо ела картошку и огурцы. Ничего не сбалансировано, никаких витаминов или новых продуктов. Какие там незаменимые аминокислоты? Мне просто было всех жалко. Когда тебе 18 лет, ты не думаешь о здоровье, потому что и так здоров.
Я пришла к выводу, что еда – это привычка и её можно поменять. У меня были жёсткие перепады давления – спустя пару лет приступы прошли. После отказа от молочки кожа стала идеальной, пропали прыщи. Из‑за этого косметика мне почти не нужна. А когда мы всей семьёй сдали анализы крови, мои оказались лучше всех. Это лучший пример.
Мне почти нечего есть в кафе, но я и не особо хочу. Мне вкусно пить просто чай, не нужны сладости, тяга к ним отпала. Не очень люблю готовить, и мне нужно было, чтоб всё было максимально просто. Сегодня мой хит – это пророщенные зерна, которые выращиваются на несколько дней вперёд, я могу их заправить маслом, и для меня это уже еда.
Я не отказывалась от алкоголя, у меня есть кожаные сапоги и куртка. Если у кого‑то получается полностью перейти на веганский образ жизни – это очень круто. У меня до конца не выходит. Я не строю из себя святошу, мне просто так хорошо, я чувствую себя спокойно. Некоторые уверены: раз я не ем мясо, значит, я должна быть йогом, буддистом и почти святой. А если я не такая, люди считают своим долгом ткнуть меня в это носом.
У меня было такое агрессивное окружение, на меня все без конца давили: «Ты и так худая, тебе ещё рожать», – бесконечные истории от «знакомых медиков», проникновенные рассказы о том, как я умру через несколько лет, суперостроумные шутки про то, что я ненавижу растения и поэтому их ем…
Моя сестра-вегетарианка выносила и родила здорового ребёнка. Она просто не говорила врачам про свою диету, а все анализы были в порядке. Пусть каждый растит своего ребёнка так, как считает нужным. И вообще, каждый может жить, как хочет. Быть свободным и другим давать свободу. Из еды делают культ, а это вообще не важно – это средство для выживания, не стоит так над ней трястись, а тем более над чужой тарелкой».