А мы уже пишем!
Негусто: все поместились в зале периодической печати. До начала – пять минут, но участники уже вовсю шуршат листами и отвечают на тестовые вопросы. Три барышни, не смущаясь стоящих рядом кураторов, ведут дискуссию о столицах российских республик (кураторы тактично не мешают). Тема оказалась спорной, и самая предприимчивая решает привлечь к обсуждению «эксперта» – мужчину за соседним столом. Мужчина, очевидно, хорошо представлял себе карту России, потому что через пару минут барышня вернулась с ликующим видом:
«Девочки, записывайте!»
Девочки записали и продолжили изучать задания:
«Сюда географа надо было отправлять!»
Не выдерживаю:
— Зачем вы переписали ответы? Так ведь неинтересно…
— Ну он это знал… А вы не хотите ничего писать?
— Так старт ещё никто не давал…
— Моя хорошая, всем сказали уже начинать.
— Вообще‑то нет. Я подходила к организатору: ждём какую‑то ВИП-персону, затем начнём.
— Да? А мы уже пишем.
Всё‑таки они существуют
ВИП-гостьей оказалась депутат горсовета и по совместительству – председатель попечительского совета научки Лариса Гончарова. Она тоже сядет отвечать на вопросы теста, но сначала поздравит участвующих в диктанте учителей с наступающим профессиональным праздником. Прояснилось: вот почему соседки сетовали на отсутствие географа и обсуждали тестовые вопросами коллективно – это был педсовет! Куратор напомнила правила (на 30 вопросов – 45 минут, на каждый вопрос может быть несколько вариантов ответов), дала старт диктанту и уточнила:
«Естественно, коллективное обсуждение и использование мобильных телефонов не приветствуется».
Приступим. И вот одно из первых заданий: из 12 российских народов выбрать 7, чья численность превышает 1 млн человек. Русские. Армяне. Украинцы. Это точно. Татары. Башкиры. Пожалуй. Ненцы? Чуваши? Вряд ли. Табасараны? Какие ещё табасараны? Наугад записываю в миллионники якутов и бурятов (на самом деле – зря).
Дальше – то самое задание, на котором учителя просили помощь зала: нужно соотнести между собой 12 российских республик и 12 столиц. Что тут у нас? Махачкала – столица Дагестана. Элиста – Калмыкии. Улан Удэ – эээ. Улан-Батор – столица Монголии, это я помню. А Улан-Удэ? Можно было бы выбрать из списка по остаточному принципу, правильно распределив по карте остальные города. Но остальные города, к ужасу, тоже не распределяются: Магас помещаю в Чувашию, Кызыл – в Удмуртию, Майкоп – в Тыву.
Позорище! Пятёрка по географии себя не оправдала. Может, помогут «Непутёвые заметки» с Дмитрием Крыловым? Сербы, албанцы, русины, молдаване, поляки, венгры, черногорцы, румыны, чехи, греки – выберите пять славянских народов. Уверенно отправляю в список сербов и черногорцев, поляков и чехов. Пятый‑то кто? Славяне должны быть светлолики-светлооки, а тут венгры, румыны и смугляне-молдоване. Может, русины? Может. Но кто это? В голову приходит совсем шальная мысль: составители теста вписали их для путаницы, а на самом деле нет такого народа. От безысходности посвящаю в славяне албанцев. (Как теперь, после штудирования «Википедии», оправдаться перед братьями-русинами? Не рассказывать же им, что в школе на древе мы рисовали только три ветви восточных славян и появление там ещё одной прошло мимо меня?)
Ешь, читай, учись
«Ладно, геополитика – это не твоё, прояви себя на кухне, женщина», – как бы говорят мне составители теста и предлагают кулинарное задание: опознать национальные блюда. Азу? Это жареное мясо. А его ведь кто только ни готовит! Да все кавказцы и восточные народы спецы по мясу. Армяне, грузины, азербайджанцы – все, конечно, в списке. Но они не подходят: иначе кому тогда мир обязан появлению хинкали, чебуреков, пахлавы и какого‑то хаша? И кто тогда готовит азу? Может, татары? Или крымские татары? Наугад. Хоть убей, не вижу в списке белорусов (а они были), поэтому борщ и драники у меня готовят русские и украинцы, лагман – почему‑то евреи, зато штрудель, кажется, верно приписываю немцам. Готово.
Впору задуматься о выпивке, и, действительно, приходится: из каких четырёх ингредиентов состоит калмыцкий чай? Выбираю молоко, сливочное масло, сахар и иван-чай. И таки с двумя компонентами (самыми странными) угадываю. Но окончательно расписываюсь в кулинарной непригодности, неправильно переводя с удмуртского название фирменного свадебного блюда («хлебное ушко» – это, конечно, обычный пельмень, а не шаньги, как бы мне того ни хотелось). Кажется, я проваливаю тест.
Был шанс реабилитироваться на вопросах о фольклоре и литературе, но и тут фиаско: вот кто бы мог подумать, что Сагаан Убугун, Тол Бабай и Кыш Бабай – это на языках разных народов обычный Дед Мороз, а вовсе не домовой? Так и вижу картину: русские дети под ёлкой зовут: Дед Мо-роз! Дед Мо-роз! Когда тот появляется, ничего не понимавший до этого татарский ребёнок, наконец, светлеет лицом и кричит ему: Кыш Бабай! Такую картину сменяет другая: древний якутский аэд на берегу Лены замёрзшими пальцами перебирает лиру из мамонтовой кости и что‑то вещает. Как может называться его эпос? Нарты? Олонхо? Манас? Снова наугад – и снова мимо.
А вот уроки изо даром не прошли: я правильно отличаю хохломскую роспись от жостовской и примерно знаю, как выглядит дымковская игрушка. Баллов за правильные ответы мне добавит также Миклухо-Маклай, которого я отправила по нужному курсу – на Новую Гвинею (а можно было в Гренландию или Амазонию).
«Мне все народы очень нравятся.
И трижды будет проклят тот,
Кто вздумает, кто попытается
Чернить какой‑нибудь народ».
Это слова Расула Гамзатова (нет, не Фазиля Искандера) из последнего задания. Кажется, я проклята трижды. Но официально это подтвердится при подведении итогов диктанта, 4 ноября, в День народного единства, на miretno.ru.
Вы можете зарегистрироваться на сайте и пройди полный тест сегодня или попробовать свои силы в нашем мини-тесте: