Белгород с большой натяжкой можно назвать городом, удобным для велосипедистов. Да, велоклуб «Роквелс» в этом году провёл трёхдневную велогонку в центре и на окраинах. Да, губернатор Евгений Савченко прямым текстом призвал коллег всячески поощрять езду. Да, городское управление молодёжной политики поддержало идею любительского клуба «Вялые вомбаты» о том, чтобы провести по улицам масштабный велопарад. Но при этом событие уже несколько раз переносили в самый последний момент: ГИБДД не даёт добро, а ведь именно её сотрудники должны перекрывать дороги и обеспечивать безопасность. По последним данным, велопарад всё‑таки состоится 2 октября.
Порой кажется, что развитие велосипедной инфраструктуры Белгорода больше нужно иностранным гостям нашего города. Поэтому «БелПресса» решила выяснить у земляков, уехавших за границу, как относятся к велосипедистам в других странах.
Ольга Мачинская (Мексика, Мехико, 8,9 млн жителей):
— В Мексике живу уже семь лет. В Мехико деловой центр, который называется Реформа, приспособлен для езды на велосипеде: всё благоустроено, проложены специальные велодорожки с качественным покрытием. Есть система велошейринга, когда ты можешь взять велосипед на специальной станции в одном месте, а оставить его в другом. А вот в районе Коякан, где я живу, особо на велосипедах не поездишь – там преобладает старая застройка, а на дорогах лежит брусчатка. Да и нет смысла ездить, можно везде пешком дойти до всего, что тебе нужно.
В центре велосипедов очень много, причём разных: обычные, тандемы, семейные. Много и самокатов. Велосипедами пользуется средний класс, да и те, кто выше среднего. Но и простые работяги, которые вкалывают на фабриках, тоже ездят на работу на велосипедах попроще, что‑то вроде наших «Аистов».
В Мехико много автомобилей, но бензин очень дорогой, да и городские власти внедряют программы, чтобы люди меньше пользовались машинами.
Бесплатных парковок нет в принципе. Есть и ограничительные меры по номерам авто: например, по чётным дням запрещено ездить машинам с номером, оканчивающимся на чётную цифру, и наоборот. При этом общественный транспорт оставляет желать лучшего, хотя там есть и автобусы, и метро.
Ездить на велосипеде в Мехико модно. Нетрудно встретить в центре барышню в строгом офисном костюме, которая едет на работу на велике. Велосипедистов уважают, создают для них все условия. Наш директор добирался до офиса на небольшом складном велосипеде, а его заместитель ежедневно приезжала на самокате. И это прекрасно!
Михаил Бендерский (Германия, Вальдорф, 15 тыс. жителей):
— Последние два с половиной года я живу на юго-западе Германии, в городке Вальдорф, земля Баден-Вюртемберг. Как и, наверное, везде в Германии, велосипед здесь очень популярный вид транспорта. Школьники ездят на нём в школу, служба контроля за движением объезжает улицы в поисках нарушений правил парковки, старички и старушки на велосипедах с низкой рамой ездят по делам, почтальоны развозят корреспонденцию на специальных жёлтых электровелах.
Отправиться на велосипеде на работу – это тоже вполне обычное дело для Германии. Во многих фирмах предусмотрен душ: немцы ко всему относятся серьёзно и на работу часто ездят в полной экипировке на шоссейных или горных велосипедах.
Велик популярен как хобби, прогулки выходного дня по окрестностям совершают семьями или вместе с друзьями. Детей сажают на велосипеды очень рано: сперва на беговелы, потом на детские – обязательно с флажками, чтобы был хорошо заметен.
По правилам дети старше 10 лет и взрослые не могут ехать по пешеходным дорожкам и тротуарам, а должны пользоваться либо велодорожками (если такие есть), либо ехать по обычным дорогам вместе с автомобилями. Инфраструктура велодорожек позволяет добраться в соседние городки, практически не пересекаясь с машинами. В больших городах велодорожки есть на загруженных улицах. В маленьких городах, где и живёт большинство немцев, и вне центральных транспортных узлов велосипедисты делят дороги с автомобилями. При почти повсеместном ограничении скорости 30 км/ч соседство проблем не вызывает.
Велопарковки есть везде: у любого магазина, социальной службы, остановки найдётся возможность поставить и пристегнуть велосипед. У офисов и вокзалов велопарковки находятся под крышей, часто двухуровневые. Поскольку воровство велосипедов не редкость, на больших вокзалах за отдельную плату можно арендовать закрывающуюся камеру хранения.
Автомобилисты привыкли к соседству с велосипедами, да и сами время от времени пересаживаются на них, поэтому конфликты возникают редко.
Немцы относятся к своей безопасности серьёзно: большинство ездят в шлемах и светоотражающей одежде. Они стараются действовать предсказуемо для других участников движения и неукоснительно соблюдают правила. По‑другому дело обстоит в студенческих районах: там молодёжь гоняет в наушниках, глядя в телефон, а уворачиваться и быть внимательными – дело прохожих и водителей. Но в таких местах почти всегда есть велодорожки и разметка.
С общественным транспортом в Германии всё хорошо. Например, автобус до вокзала или более крупных городов ходит каждые 30 минут (вокзал расположен между нашим и соседним городками). Оттуда электрички с такой же периодичностью везут в большие города. Но общественный транспорт здесь весьма дорог (особенно одноразовые поездки: 30–40 минут в электричке обойдутся примерно в 10 евро, автобус или трамвай по городу – в 2 евро). Для студентов, пенсионеров и школьников есть скидки и проездные. Если люди на общественном транспорте добираются до работы, то они покупают долгосрочные проездные, что позволяет сэкономить около половины от стоимости поездки.
Я езжу на работу исключительно на велосипеде, благо, местность в наших краях равнинная, климат мягкий и снег лежит за зиму всего пару дней, а дождь при наличии велодождевика не становится помехой. Путь занимает у меня около 12 минут.
Алёна Храбростина (Ирландия, Дублин, 528 тыс. жителей):
— Недавно исполнилось пять лет, как я переехала в Дублин. Велосипед – довольно распространённое средство передвижения в городе. Думаю, благодаря этому Дублин не сильно загружен пробками. Вообще ирландцы стремятся вести здоровый образ жизни. На государственном уровне есть программы, стимулирующие офисных работников покупать велосипеды.
В Дублине есть все условия для комфортного перемещения на велосипеде – выделенные линии и дорожки для велосипедистов. Есть и сеть городских байков: за 4 евро в месяц вы можете брать велик напрокат и добираться из одного места в другое – это очень удобно!
Если честно, все участники дорожного движения немного недолюбливают друг друга: велосипедисты жалуются, что автомобилисты ездят как сумасшедшие, водители утверждают, что велосипедисты творят, что хотят.
Но на самом деле всё достаточно организовано, серьёзных конфликтов не бывает. На дороге все уважают друг друга.
Общественный транспорт в городе есть, но тот, кто разрабатывал схемы движения, по‑моему, не очень хорошо подумал. У нас даже демотиваторы придумывают на тему того, как всё плохо у нас с этим.
В своё время я воспользовалась программой поддержки и приобрела велосипед, причём я заплатила только половину его стоимости, а вторую оплатило государство. Два года я ездила на нём на работу и по делам, очень к нему привыкла, даже дала имя – Роза. Но случилась беда: мой велосипед украли прямо с парковки прошлым летом. С тех пор я так и не купила новый, но, надеюсь, к следующему лету я это исправлю.
Андрей Чайковский (США, Нью-Йорк, 8,5 млн жителей):
— Живу здесь уже три года. Ньюйоркцы с удовольствием пользуются велосипедами как транспортом, ведь здесь есть дорожки, специальные парковки. Есть велошейринговая система CityBike со своими велосипедами и станциями.
Если водитель видит на дороге велосипедиста или обгоняет его, то старается держать дистанцию между ним и автомобилем чуть больше, чем если бы он обгонял другое авто – так безопаснее.
А пешеходам велосипедисты не мешают вовсе: везде есть велодорожки, которые почти не пересекаются с тротуарами.
В Нью-Йорке общественный транспорт развит очень хорошо: есть автобусы, система подземного и наземного метро. Велосипедом как средством транспорта не пользуюсь – я перемещаюсь на большие расстояния по городу, поэтому на метро мне это делать гораздо удобнее.
Анна Хохлова (Черногория, Херцег-Нови, 16,5 тыс. жителей):
— До того как переехать, я пять раз бывала в Черногории как турист. Переехала сюда на постоянное место жительства всего четыре месяца назад.
Учитывая то, что на побережье даже в середине зимы не бывает снега и средняя температура колеблется от 12 до 15 градусов, местные жители с удовольствием экономят на автобусах, передвигаясь в основном на велосипедах по делам или на работу (которой в этой стране примерно столько же, сколько и снега).
Велосипедных дорожек крайне мало, в моём городе я вообще их не видела. Дело в том, что страна в основном состоит из гор, а пригодная для жизни местность – это небольшой кусочек суши вдоль бухт. Поэтому любой клочок земли практически на вес золота.
Не везде вдоль дорог есть тротуары, а про велосипедные дорожки здесь и подавно подумали в последнюю очередь.
Насчёт велопарковок тоже всё просто: многие мои знакомые даже автомобили не закрывают на ночь, а то и вовсе оставляют внутри ключи с уверенностью, что её не угонят. Так же и с велосипедами: оставляют возле дома без привязи, а если и пристёгивают, то, скорее всего, это велосипед туриста.
Здесь в принципе все относятся друг к другу с пониманием и уважением. Местные жители искренне рады каждой новой встрече, даже если вы виделись в последний раз полтора часа назад. Так что доброе расположение к вам обеспечено, будь вы за рулём автомобиля, велосипеда, параплана или подводной лодки – разницы нет.
В моём городе всего один светофор. Стоит ли говорить о развитии общественного транспорта?
Есть у нас автобусная станция, от которой можно уехать в другие города и даже страны, а каждые полчаса ходят два городских автобуса: один курсирует внутри Херцег-Нови, а другой везёт всех вдоль бухты до парома. Эдакая связь с цивилизацией.
Ещё в студенчестве в Белгороде у меня был велосипед, и я практически на нём жила. Последние пару лет я, к сожалению, не катаюсь, но сейчас ищу себе по объявлениям двухколёсного друга на зиму.
Алёна Селлберг (Швеция, Умео, 79,5 тыс. жителей):
— В Швеции я прожила больше пяти лет. Умео – студенческий город, поэтому почти все здесь передвигаются на велосипедах. Например, наш главный редактор на местном телевидении приезжает на работу в рваных джинсах и на велике. У каждого жителя есть один, а то и два велосипеда.
В Умео можно встретить и совсем юных велосипедистов, и почтенных дам за 75. Для совсем маленьких есть специальные коляски, которые пристёгиваются к взрослому велосипеду. Посадил туда детей – и поехал в магазин.
Велодорожки здесь повсюду, поэтому добраться можно куда угодно. Общественный транспорт в Умео есть, но он довольно дорогой – около 30 шведских крон (примерно 230 рублей – прим. ред.) за билет в один конец. Город относительно небольшой, и если нужно проехать всего пару остановок, то гораздо выгоднее сделать это на велосипеде.
Жизнь велосипедистов местные власти стараются сделать максимально удобной: повсюду велопарковки, в центре города установлены станции для бесплатной подкачки колёс.
Но есть и оборотная сторона: из‑за большого количества двухколёсного транспорта его постоянно воруют. Ну как воруют: например, выпили студенты пива в баре, не успели на последний автобус. Что делать? Они взяли первые попавшиеся велосипеды и поехали домой.
Именно поэтому для повседневных поездок шведы покупают велосипеды подешевле – крон за 500–600 (3 750–4 500 рублей – прим. ред.). Некоторые вообще ездят на старых, наверное, ещё довоенных велосипедах, которые уже от времени и поржавели, и позеленели.
Несмотря на то что Швеция – северная страна, здесь ездят на великах весь год. Зимой ставят специальные шипованные шины, чтобы не скользить по льду. В любом веломагазине можно приобрести зимние сиденья, покрытые мехом или овечьей шерстью – это достаточно распространённый аксессуар в холодное время года.
До переезда в Швецию я на велосипеде кататься не умела. Но несколько часов тренировок, пара сбитых коленок, соседи, напуганные моими криками, – и вот я уже еду на велосипеде по Умео.
Как видим, и в тёплых, и в холодных, и в равнинных, и в горных городах находится место для велосипедистов. Что же тогда мешает белгородцам? Может, менталитет? Тут всё не столь однозначно. По мнению Игоря Титова, одного из лидеров воронежского велосообщества, и за рубежом дело не только в желании граждан.