2 сентября пассажиров пригородного поезда Белгород – Готня (так называется станция в посёлке Пролетарском) вместо привычного локомотива с прицепными вагонами ждал красно-серый рельсовый автобус на дизельной тяге РА-2. Новинка будет ходить почти до границы с Украиной, в Хотмыжск Грайворонского района.
Первый запуск отметили музыкой, приветственными словами и красной ленточкой, которую перерезали замгубернатора Белгородской области Евгений Глаголев, начальник Юго-Восточной региональной службы развития пассажирских сообщений и предоставления доступа к инфраструктуре Денис Вакуленко и генеральный директор пригородной пассажирской компании «Черноземье» Виталий Шульгин.
По словам Шульгина, никаких дополнительных финансовых затрат для региона замена локомотива на рельсовый автобус не предусматривает, по крайней мере, в этом году. Прежними остаются и стоимость билетов, льготы и расписание движения.
Однако кое‑что всё‑таки меняется: например, уровень комфорта. Подвижной состав, построенный на подмосковном заводе, чем‑то отдалённо напоминает дизель-поезд: два головных вагона и один прицепной общей вместимостью 222 посадочных места. Максимальная скорость – 100 км/ч. Перевозчики тщательно изучали маршрут и знают: в будние дни нагрузка составит в среднем 100–150 человек, в выходные – от 200 и больше.
Пока рельсовым автобусом управляют воронежцы, машинисты моторвагонного депо «Отрожка» Александр Таранин и Денис Просветов: там таким транспортом пользуются не первый год. Воронежцы обучают четыре белгородские бригады.
Основная часть пользователей этого дачного маршрута – пенсионеры. Присев на мягкие кресла, многие замечают: удобно. Кондиционеры сохраняют комфортную температуру и зимой, и летом. Важная деталь – биотуалеты. Казалось бы, нужно ехать и радоваться. Однако пассажиры, признав все преимущества новой техники перед старой, всё же заговорили о наболевшем.
Тамара Дмитриева и Раиса Трапезникова считают, что одного автобуса в день явно недостаточно:
«Пустили бы днём второй, хотя бы до Томаровки», – просят дачницы.
В сезон они ездят на свои участки по нескольку раз в неделю, и частенько бывает, что вернуться надо раньше, чем предусмотрено пригородным расписанием.
«А ещё напишите, – убедительно просит Любовь Ковалёва, – что на крытой остановке «130-й км» протекает крыша, в дождь совсем негде спрятаться!»
К разговору присоединяются Николай Голиусов и Мария Криворот:
«Когда маршрут возвращается в Белгород, пассажирам приходится идти через все платформы, обходя московский поезд: его подают задолго до отправки. Представляете, каково нам с сумками, тележками приходится? Ведь можно же московский поезд подавать чуть позже!»
А пенсионер Иван Дьяков выглядит и вовсе расстроенным: сегодня в привычном маршруте следования не оказалось остановки на станции Дмитриевской.
«Придётся ехать до Сумовской, а потом на трассе искать попутку или автобус», – сетует он.
Как пояснили «БелПрессе» в ППК «Черноземье», в первые дни из маршрута действительно выпали несколько остановок, которые по отчётностям проходили как невостребованные. Однако уже на следующей неделе их восстановят.
В Белгороде в автобус вошли около сотни человек, а после Томаровки в вагонах осталось всего несколько пассажиров. Через два часа после отправки из Белгорода РА-2 прибыл на станцию Готня, а через 20 минут отправился в Хотмыжск.
Второй рельсовый автобус в Белгородской области, по словам Виталия Шульгина, пустят в мае будущего года по маршруту Белгород – Нежеголь.
Нелля Калиева